Читают
Представляем февральский номер «ФМ. Фармация и Медицина». ...
Январь традиционно связан с анализом событий минувшего года и построением планов на наступивший. Вспоминаем самое важное в прошедшем и на его основании создаем картины будущего.
Биологически активные добавки - очень востребованный у потребителей продукт, но это вовсе не означает, что производители живут припеваючи. О том, какие проблемы им приходится решать, насколько добросовестна развернувшаяся на отечественном рынке БАД конкуренция, каковы итоги 2023 года и какие сюрпризы готовит 2024 год, – об этом и многом другом шла речь на V Международной конференции «Что происходит на рынке БАД».
Из выступлений на XX юбилейном Аптечном саммите «Эффективное управление аптечной сетью» складывалось впечатление, что у игроков фармрынка все хорошо. Правда, есть отдельные проблемы. Главная из них - как удержаться и заработать прибыль на падающем рынке. Вот ее-то и обсуждали участники практически всех дискуссий.
Зачем заведующему пятиминутки и «песочницы»? Где взять кадры для небольшой сети? Как подтянуть слабого сотрудника, который любит аптеку, но систематически не выполняет план продаж?
По прогнозам, к концу 2022 года рынок биологически активных добавок (БАД) только в аптечном сегменте должен перейти границу в 10 млрд рублей. Активно развивается также продажа БАДов через Интернет и другие каналы. Это вовсе не означает, что здесь все гладко и безоблачно. Судя по выступлениям на IV Международной конференции «Что происходит на рынке БАД», игроки фармрынка проявляют весьма осторожный оптимизм. Больше всего они озабочены развитием дистанционной торговли БАДами.
В последние годы на фармацевтическом рынке наблюдается тенденция к закрытию малых аптечных сетей и независимых аптек. Это происходит на фоне роста крупных аптечных сетей, которые занимают место ушедших с рынка игроков. Каким будет будущее аптечного рынка? Какие перспективы у малых фармацевтических розничных предприятий? Какие меры поддержки помогут им выжить? На эти и другие вопросы эксперты отрасли попытались найти ответы в рамках сессии «Аптечный рынок России: время собирать камни», которая прошла в рамках 30 й Международной выставки – форума «Аптека 2023».
Разрыв привычных и налаживание новых логистических цепочек, невероятный всплеск спроса на лекарственные препараты и затем его падение, резкое подорожание, а затем постепенное снижение цен на аптечный ассортимент, колебания курса валют – чего только не пришлось пережить российскому фармрынку за еще даже не подошедший к финалу 2022 год! Перемены коснулись и тех, кто покупает лекарства. А значит, пришла пора анализировать новые тенденции и каналы коммуникации с потребителями. Какой из них окажется эффективнее и потребует меньше вложений?
В каждой отдельно взятой аптеке успех зависит от ее сотрудников. Но количество аптек растет, а специалистов больше не становится. Так на что же управленцам и собственникам стоит обратить внимание, чтобы привлечь новых работников и сократить текучесть кадров?
У работников аптек задача одна – беречь здоровье населения, помогать больным людям. Потому и требования к фармацевтическим специалистам строгие.
В Москве прошел XXIаптечный саммит «Новая аптечная реальность в России и СНГ - 23». В ходе дискуссий участники обсудили перспективы, актуальные проблемы фармрынка и пути их решения. Большой интерес вызвал обмен мнениями по поводу современной стратегии управления. Федеральные аптечные сети активно осваивают регионы. Есть ли шанс выжить в таких условиях у небольших местных аптечных сетей и одиночных аптек? Стоит ли их собственникам продавать бизнес? Если нет – к кому обратиться за поддержкой? На эти вопросы искали ответ спикеры панельной сессии «Стратегия нового времени: полное управление, франшиза или самостоятельный бизнес».
Фармотрасль - одна из тех немногих, что не попали под санкции. Но тревоги за ее будущее это не отменяет. О сегодняшней ситуации на рынке, планах на будущее и возможных проблемах завтрашнего дня говорили участники XIVМеждународной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» и XIX Аптечного саммита «Новая аптечная реальность в России».
Приравнивание фармацевтической деятельности к торговле негативно отразилось и на сотрудниках аптек, и на посетителях. Зачастую сотрудники чувствуют, что их профессиональные компетенции не востребованы, а посетители опасаются, что им попытаются продать что-нибудь ненужное. Есть ли выход из этой ситуации?
Как формируется цена на товары аптечного ассортимента? Какие стратегии ценообразования наиболее выгодны? Всегда ли низкая цена коррелирует с высоким спросом?
В 2022 году по сравнению с 2018 годом мировой рынок инновационных препаратов в денежном выражении вырос на 54%. При этом были востребованы все прошедшие регистрацию лекарственные средства. Очень быстро растущий сегмент фармрынка – так называемые суперинновации: РНК и ДНК-вакцины, различные РНК терапевтические продукты, генная и клеточная терапия. В 2022 году было выпущено на рынок 960 только клеточных продуктов. Это не только мировая, но и российская тенденция. Но нужно ли нашей стране в текущей геополитической ситуации разрабатывать инновационные препараты? Может быть, следует сосредоточиться на импортозамещении? Что думают по этому поводу отечественные разработчики и производители инновационных лекарств?
Пандемия и девятый вал спроса на лекарственные препараты нынешней весной сыграли с аптеками злую шутку. Некоторые из них, понадеявшись, что маски-перчатки и противоковидные витамины вкупе с лекарствами, регулирующими работу щитовидной железы, еще долго будут хитами аптечных продаж, запаслись ими по полной программе, а теперь гадают, как избавиться от неликвидов и при этом получить хоть какие-то деньги.
В 2022 году аналитики фармрынка предрекали рынку БАД взятие планки в 100 млрд рублей. Рубеж не был взят, придется штурмовать его в 2023 году. Тем не менее БАДы чувствуют себя намного лучше, чем лекарственные препараты. Производители же традиционно жалуются на засилье СТМ, фальсификаты на маркетплейсах и большую плату за место на полках аптечных сетей.
Клиентоориентированность справедливо называют важным конкурентным преимуществом в любом бизнесе. Выяснение и удовлетворение потребностей клиента – это то, что позволяет зарабатывать, получать прибыль. Но насколько свойственно это качество российскому фармацевтическому рынку?
На 30-м юбилейном российском фармацевтическом форуме имени Н.А. Семашко состоялась дискуссия руководителей крупнейших российских фармкомпаний о приоритетах отрасли. Обсуждались проблемы, которые касаются не только фармрынка, но и общества в целом.
Отношения обычных аптек с интернет-сервисами и маркетплейсами, торгующими лекарственными препаратами, за довольно короткое время прошли несколько стадий – от категорического неприятия и настороженного наблюдения до попыток наладить взаимовыгодные отношения. Что нового привнес в эту сферу кризис, разразившийся после 24 февраля, и как дальше будут развиваться события в сфере электронной торговли лекарствами? Какую бизнес-модель выберут электронные сервисы?
Судя по очередному онлайн-заседанию РАФМ, этого в обозримой перспективе не произойдет. Каждая сторона ревниво оберегает свою выгоду. Компромиссы, конечно, возможны, как и взаимные уступки, но надо еще убедить партнера в их необходимости. Как же сделать так, чтобы дружба производителей и аптечных сетей крепла, а потребителю ничего бы за это не было? Кампания по подписанию маркетинговых контрактов на этот год закончилась, можно сделать выводы.
Сейчас, когда фарма отошла от первого шока, в который ее поверг очередной кризис, пришла пора разобраться, все ли меры поддержки от государства пошли ей на пользу и чего все-таки не хватает отечественному производителю.
Все опубликованные на сайте материалы предназначены только для специалистов в области медицины и фармацевтики