Мы каждый день принимаем более 30 тысяч решений: выбираем выпить чай или кофе, а может, простоквашу, пойти налево или направо, прикидываем, какое вознаграждение и за что получим. Это огромная работа головного мозга. Чтобы не ошибиться, тем более, если вы врач, важно представлять, что происходит с нашим мозгом в процессе принятия решений.
Когда жизнь человека меняется из-за сильной психотравмирующей ситуации или в связи с болезнью, жизнь делится на до и после. У человека возникают постоянные переживания, волны боли при упоминании и воспоминаниях, как было раньше, он начинает избегать людей, нарастает отчужденность от всего и вся. При таком сценарии даже при благоприятном прогнозе страх смерти и плохого исхода может остаться надолго и повлечь последствия для души и тела. Повернуть события вспять может своевременное обращение к психологу или психотерапевту.
Эмпатия - это то, благодаря чему выпускники школ становятся врачами. Но она бывает разной. Чаще всего во время приема пациентов доктор испытывает эмоциональную эмпатию, основанную на сочувствии и сопереживании. К сожалению, именно она приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. Как же правильно выражать пациентам свое сочувствие и психологически их поддерживать?
Пациентам с диагнозом «гастрит» и диспепсией живется тяжело. Они тревожатся по поводу заболевания, неприятных симптомов. Порой это сопровождается еще расстройством сна и фобическими нарушениями. Но больше всего такие пациенты страдают от тревожных мыслей, что затрудняет их лечение. Потому к таким больным нужен особый подход: их надо любить и внимательно к ним относиться.
Мотивированность пациента – один из ключевых факторов эффективности любого лечения. Можно назначать какие угодно схемы терапии и сколь угодно долго рассуждать об их результативности, но, если пациент перестанет принимать препараты – ничего не получится. Разговаривая с больным, доктор должен не только объяснить, какие препараты и для чего нужны, но и ответить на вопросы, и, если это необходимо, развеять страхи и опасения своего собеседника.
Диагноз «рак» крайне многообразный и неоднозначный. Одни злокачественные новообразования лечатся успешнее, другие сложнее. И даже не всегда стадия заболевания имеет решающее значение, хотя, конечно, чем скорее пациент обратится к врачу, тем выше шансы на успех. Что еще важно знать пациенту, чтобы одержать победу над раком?
Среди ведущих факторов риска, отнимающих у человечества многие годы здоровой жизни и ведущих к преждевременной смерти, значительную роль играют ожирение и неоптимальное питание. Как же врач может убедить человека сбросить лишние килограммы и сделать первый шаг к здоровому образу жизни?
ВОЗ давно уже признало эмоциональное выгорание диагнозом. В 14 странах оно признано профессиональным заболеванием. Пандемия заставила врачей быть сильными. Режим выживания обернулся тревогой, депрессией, конфликтностью, чувством вины и беспомощности, снижением памяти, безразличием и психосоматическими болезнями. Какие уроки надо из этого извлечь? Как доктор может помочь себе избежать негативных последствий?
Как сообщить пациенту или его близким о серьезном диагнозе? От того, найдет ли доктор нужные слова, как он выстроит разговор с пациентом и его близкими, зависит не только приверженность лечению, но и правильный настрой, отношение больного к недугу, его желание продолжать общение с доктором. В такой ситуации доктору приходится брать на себя функции психолога и не только тщательно подбирать формулировки, но и идти на некоторые хитрости.
Расстройство эрекции - широко распространенная во всем мире патология. Сейчас, по приблизительным оценкам, она затрагивает 322 миллиона мужчин. Для врача жалобы пациента на неудачи в интимной сфере – всегда очень тревожный сигнал. Это означает, что у мужчины есть явные или скрытые проблемы с сосудами. Потому патология требует комплексного лечения.
С проблемой приверженности пациентов лечению сталкивается врач любой специальности. Хорошо, если пропил курс лекарств – и о болезни можно забыть, а как быть, если принимать лекарственные препараты надо на протяжении всей жизни? Как мотивировать хронического больного не бросать начатое лечение и не изменять назначения врача по собственной инициативе?
Медицинские чаты переполнены случаями конфликтных ситуаций между врачами и пациентами, причем конфликты часто возникают чуть ли не на пустом месте. Как же их избежать? Как сделать так, чтобы пациент не подумал, что доктору нет до него никакого дела?
В арсенале врача есть лекарства, хирургическое лечение и лучевые методы воздействия. В диетологии же ничего подобного нет. Результата приходится добиваться совсем другими способами. Главный, а чаще всего и единственный из них – умение убеждать, то есть правильно построить разговор с пациентом.
Диалог с пациентом, у которого когнитивные нарушения, должен быть. И это главное. Диагноз «анемия» можно поставить по результатам анализа крови, болезнь Паркинсона опознать по походке, но при когнитивных расстройствах у пациента врач может ориентироваться только на жалобы и анамнез.
Об эффективности препаратов говорится очень много, но какая может быть эффективность, если назначенные доктором препараты принимают от силы 15-20% российских пациентов? Чтобы повысить приверженность больного лечению, надо понять, почему так происходит.
Место встречи с врачом очень часто изменить нельзя. Зато можно изменить атмосферу, в которой будет проходить медицинский осмотр или консультация доктора. Что же поможет пациенту расслабиться, настроиться на выздоровление? На эти вопросы отвечают специалисты по организации пространства лечебных учреждений.
Казалось бы, о гипертонии, сахарном диабете, дислипидемии многое известно, постановка диагноза затруднений обычно не вызывает, о целях лечения пациентов тоже информируют достаточно подробно, но, по статистике, из тех, кто принимает лекарства, прием препаратов не пропускают только 3%. Так что перед лечащим врачом обязательно встает вопрос: как же сподвигнуть больного быть приверженным (комплаентным) лечению?
Интерес к астении после пандемии ковида просто невероятный. Предлагается множество способов ее лечения, но относиться к такому диагнозу нужно очень вдумчиво. Астенический синдром сопровождает самые разные состояния и заболевания – и соматические, и психические. Обращая внимание только на астению, можно пропустить очень серьезные патологии. Чтобы этого не случилось, а пациент рассказал доктору все без утайки и следовал его рекомендациям, необходимо наладить с больным доверительные отношения.
2-3 декабря 2021 года в рамках проекта «Развитие компетенций специалистов паллиативной медицинской помощи» состоится VII Ежегодная Конференция с международным участием "Роль медицинской сестры в паллиативной помощи". Конференция пройдет в онлайн формате при поддержке Минздрава России и Фонда президентских грантов.
Умением тактично обсуждать сложные или смущающие пациента моменты, касающиеся состояния его здоровья, должен владеть любой врач. Увы, этому практически не учат в медицинских вузах и колледжах. Потому лайфхаки от психолога, которые помогут наладить общение со сложными пациентами, придутся как нельзя кстати.
2-3 ноября 2021 года в рамках проекта «Развитие компетенций специалистов паллиативной медицинской помощи» состоится VII Ежегодная конференция с международным участием "Развитие паллиативной помощи взрослым и детям". Конференция пройдет в онлайн формате при поддержке Минздрава России и Фонда президентских грантов.