Где рядовой сотрудник аптеки может лично пообщаться с квалифицированным экспертом? Как получить грамотную консультацию по важным вопросам? Какие есть возможности, чтобы обсудить с коллегами возникающие проблемы и высказать свои соображения? Новый подход предложили в хорошо знакомом нашим читателям образовательном центре «Провизор‑24».
Наш эксперт — руководитель образовательного центра «Провизор‑24», председатель Союза «Профессиональное сообщество провизоров и фармацевтов» Александр Тягунов
Фармацевтическая боль
В ноябре 2024 года наш портал провел опрос фармацевтов и провизоров по вопросам профессиональной удовлетворенности. Выяснилось, что более половины (52%) сотрудников аптек хотят уйти из профессии, причем почти четверть (22,9%) уже находятся в поиске новой работы, не связанной с фармацией.
Ключевыми факторами такой ситуации были названы:
- чрезмерное внимание к продажам;
- низкая зарплата;
- отсутствие карьерного роста;
- нарушения трудового законодательства.
Одной из самых болезненных тем стало снижение престижа профессии и засилье лиц без профильного образования. Не только без фармацевтического, но иногда и без медицинского! По нашим данным, за первым столом нередко встречаются сотрудники без фармацевтического образования (на это указали 28% респондентов).
Кроме того, провизоров и работодателей беспокоит обилие «краткосрочников», то есть тех, кто прошел подготовку за 1 год и 10 месяцев, после чего встал «на одну доску» с профессионалами с высшим образованием и ординатурой. Понятно, что качество специалистов несравнимо, однако формальный критерий все уравнивает.
При этом основной мотивационной силой сотрудников фармацевтической отрасли является помощь людям. Большинство опрошенных на вопрос «Что вам нравится в профессии?» отвечают именно так.
Люди, выбравшие главной профессиональной ценностью помощь другим, сталкиваются с реальностью, в которой им приходится думать о росте среднего чека, а не о содействии здоровью человека. Конфликт ценностей налицо, и он неразрешим в рамках действующего коммерческого подхода к фармацевтической деятельности.
Подчеркну, что мы не одиноки в своих выводах. Практически одновременно с нами проводили совместный опрос администраторы фармацевтических сообществ «Подслушано Аптека», Pharm Jokes, «Советский Цитрамон», «Успешный Фармацевт» в социальных сетях «ВК» и «Телеграм». Результаты совпали до долей процентов!
Это говорит о том, что проблемы в отрасли носят объективный характер и нуждаются в разрешении.
Куда обычному сотруднику податься?
Аккумулируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у коллег есть высокая потребность в сообществе, которое бы поддерживало профессионалов на уровне повседневных запросов. Людям важно понять, как действовать в конкретной ситуации. Здесь играют роль многие аспекты: нормативные, этические, образовательные, трудовые и т. д.
Судя по тому, что думают опрошенные специалисты, мы поняли, что на сегодняшний день нет таких площадок, где практики задали бы свои вопросы и получили бы конкретные ответы. Я не говорю, что ответ в принципе нельзя получить. Можно. На запросы приходят ответы из различных инстанций, включая высокие. Но зачастую ответ есть, а что реально делать, не очень понятно.
Мы опрашивали свою аудиторию, в какие профессиональные организации они смогли обратиться за решением своих вопросов. Ответы показались нам парадоксальными. Общеизвестно, что существует Профессиональный союз медицинских и фармацевтических работников. Про него знают многие коллеги! Однако считают, что для медработников это объединение функционально, а вот насчет фармспециалистов все сложнее. Вроде, и рядом, но как-то в стороне. За своих фармацевтов не принимают, относят к коммерческой сфере.
Работают еще фармацевтические ассоциации, как правило, имеющие собственные интересы. Наверное, никому не открою Америки, сказав, что спонсорами многих просветительских мероприятий являются коммерческие структуры.
Мы решили заполнить отсутствующую нишу и создать независимое сообщество, позволяющее каждому сотруднику фармацевтической сферы реализовать свое право на получение объективной профессиональной информации из первых рук.
Наши принципы
Мы создали Союз «Профессиональное сообщество провизоров и фармацевтов» в конце 2024 года, и уже можем говорить о том, как он работает.
- Главный принцип, как я уже говорил, — независимость, основанная на том, что финансирование деятельности осуществляется за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Мы не планируем сотрудничать с компаниями на коммерческой основе.
- Второй принцип — открытость. Членом Союза может стать любой человек, имеющий отношение к фармацевтической отрасли, будь то рядовой сотрудник первого стола или руководитель аптечной сети. Будем рады видеть и HR-менеджеров, и IT-специалистов аптечных организаций, и сотрудников образовательных организаций.
- Открытость неразрывна с нашим третьим принципом — честностью. Да, у нас может выступить представитель аптечной сети и поделиться неким успешным опытом, например, в сфере применения трудового законодательства. Но ему стоит быть готовым отвечать на нелицеприятные вопросы. Это делается не с целью стравить работодателей и сотрудников, а, напротив, для достижения взаимопонимания и выработки оптимальных решений, которые устраивают всех. Мы не убираем из чатов критические отзывы, включая отзывы непосредственно о нас.
- Четвертый принцип — высокое качество предоставляемой информации. Мы сотрудничаем только с лучшими экспертами и гордимся этим.
- И пятый принцип, хотя по значимости его вполне можно выдвинуть на первое место, — практическая направленность на всестороннюю защиту интересов фармацевтических работников и на повышение престижа нашей профессии.
Привилегии членов Союза
Говоря об информационной поддержке наших коллег, отмечу, что мы активно работаем в этом направлении с момента основания центра «Провизор‑24». Мы начинали с открытых вебинаров, а в последний год ежемесячно проводим бесплатную «Фармацевтическую неделю», которая быстро завоевала популярность среди фармацевтов и провизоров. Аудитория вебинаров «Фармнедели» колеблется от 400 до 1400 человек, а география включает всю Россию от Калининграда до Камчатки, а также ближнее зарубежье (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и т. д.). Для членов Союза проводятся дополнительно «Дни Союза», тематика которых шире и глубже. «Фармнеделя» в основном ориентирована на фармацевтическое консультирование. «Дни Союза» намного разнообразнее. В них рассматриваются различные темы, в частности:
- карьерное консультирование для фармацевтических специалистов;
- практические вопросы применения трудового законодательства в аптечных организациях;
- правовые аспекты работы в фармацевтической сфере, включая самые актуальные изменения нормативных актов;
- честные сведения о новых группах препаратов и их фармакологических особенностях;
- советы по прохождению аккредитации;
- методы повышения коммуникационной и управленческой компетентности, профилактика выгорания и многое другое.
Важно, что Союз предоставляет возможность общения с экспертами напрямую. Существует чат, где можно задать вопрос и получить ответ ведущих специалистов. Можно предложить свою тему для обсуждения или выступления и т. д.
Мы планируем постоянно расширять количество и качество привилегий для членов сообщества. Все члены Союза получают поддержку по вопросам аккредитации. Но главное, начала работать площадка, где каждый провизор и фармацевт может пообщаться с коллегами, включая ведущих специалистов страны по любым вопросам, касающимся фармацевтической отрасли.
Приглашаем к сотрудничеству преподавателей образовательных учреждений и опытных практиков, которым есть чем поделиться с профессиональной общественностью.
Получить всю подробную информацию о Союзе можно:
- открыв сайт provizorus.ru;
- написав по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
- зайдя в телеграмканал t.me/Pharm_soyuz_botVK.
Руководитель проекта «Провизор‑24», директор АНО ДПО «Академия непрерывного медицинского образования», член Национальной фармацевтической палаты, член аккредитационной комиссии
Александр Тягунов