Среда, октября 27, 2021
Поиск

Похвали себя!

Семь советов, которые помогут поднять самооценку
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Потребность в саморазвитии свойственна каждому современному человеку. Чтобы добиться успеха в жизни, многие люди стремятся постоянно самосовершенствоваться, конструктивно воспринимать критику и работать над своими недостатками. При этом большинство людей не хотят замечать свои достоинства и считают, что гордиться своими личными достижениями неприлично. Но психологи заявляют, что хвалить себя очень полезно – это повышает самооценку и уверенность в себе. Но хвалить себя – это тоже наука.

 

О том, что нужно исправлять свои личные недостатки, знают все. Но что хвалить себя за свои достоинства и достижения тоже очень полезно, многие люди даже не задумываются. Между тем внутреннее ощущение собственных достоинств поднимает самооценку, укрепляет уверенность в своих силах, улучшает настроение и помогает добиваться поставленных целей. Хвалить себя и отмечать личные успехи очень важно – это вдохновляет, повышает мотивацию, позволяет узнать свои сильные стороны, помогает преодолевать трудности и дает ощущение радости и удовлетворения. Если вы не привыкли себя хвалить, начните делать это прямо сейчас. В этом вам помогут следующие советы.

Наш эксперт – арт-терапевт, член Профессиональной психотерапевти­ческой лиги и Ассоциации педагогов‑художников и творческих работников Светлана Захарова.

 

Совет первый: хвалите себя за профессионализм

Незаменимых спе­циалистов не бывает, но у каждого сотрудника есть определенные достоинства. Хвалите себя за все, чего вам удалось добиться в профессиональном плане. У вас есть востребованная профессия, интересная работа, достойная зарплата, определенные знания и опыт? Этим нужно гордиться, и за это стоит себя похвалить!

 

Совет второй: хвалите себя за выполнение домашних дел

Очень часто выполнение домашних дел воспринимается как что-то само собой разумеющееся, и многие современные работающие женщины жалуются, что домочадцы не ценят их труд. Вы приготовили вкусный ужин? перегладили кучу белья? сделали уборку в квартире? Так похвалите себя за это и расскажите своим домашним, сколько времени и сил вы потратили на эти повседневные бытовые дела.

Совет третий: заведите «Дневник успеха»

«Дневник успеха» – очень эффективный способ поднять самооценку и укрепить уверенность в своих силах. Для ведения такого дневника лучше использовать элегантный ежедневник, но можно просто создать для него файл в компьютере или телефоне.

Для начала запишите в этот дневник не менее ста своих личных успехов и достижений, которых вам удалось добиться за всю жизнь, начиная с раннего детства и до настоящего времени. Это могут быть как незначительные, на первый взгляд, успехи, например, отличные оценки по школьным предметам, так и серьезные достижения, например, поступление в университет или быстрое продвижение по карьерной лестнице. Отметьте десять самых значительных личных достижений – их можно выписать на отдельный листок, поместить на видном месте или вклеить в ежедневник и перечитывать время от времени. Такой список будет служить мотиватором, который вам поможет не забывать о том, что вы способны добиваться реальных успехов.

На отдельной странице дневника напишите не менее десяти своих положительных качеств – это поможет вам лучше понимать сильные стороны своей личности. На другой странице напишите не менее десяти своих недостатков или тех качеств, которые вы считаете недостатками, но обязательно добавьте к каждому недостатку положительное противопоставление. Это можно сделать, например, так: «я шопоголик – зато я всегда модно одета». Или: «я ревнива – зато отходчива», «я жадная – зато экономная», «я толстая – зато я не мучаю себя диетами и ем, что хочу» и т. п.

Отмечайте в своем дневнике итоги дня, месяца и года: ежедневно записывайте не менее пяти своих достижений, пусть даже незначительных, за которые вы можете себя похвалить. А если у вас что-то не получилось, найдите позитив в своей неудаче, снова используя технику противопоставления. Это можно сделать, например, так: «я не смогла получить руководящую должность, зато теперь мне не придется задерживаться на работе, и я смогу уделять больше времени семье». В этом случае вы сможете похвалить себя даже за неудачу.
Внутреннее ощущение собственных достоинств поднимает самооценку, укрепляет уверенность в своих силах, улучшает настроение и помогает добиваться поставленных целей

Совет четвертый: не обесценивайте свои успехи или достижения

Руководитель похвалил вас за сделанную работу? Коллеги восхищаются вашей новой сумкой? Не следует себя принижать и говорить им в ответ что-то типа «пустяки – я всего лишь выполняла свои обязанности» или «ничего особенного – эту сумку я купила на распродаже». Сообщите начальству, что вам пришлось серьезно поработать для получения таких результатов, а коллегам скажите, что вы давно хотели купить именно такую сумку.

Совет пятый: обесценивайте свои ошибки или недостатки

Научиться игнорировать свои промахи или неудачи несложно – в этом поможет «волшебное» словосочетание «ну и что?». Ну и что, что вы проспали на работу – зато вчера вечером вы были в театре и поздно легли спать. Ну и что, что у вас нет времени на занятия спортом – зато вы водите своего ребенка в спортивную секцию. Ну и что, что у вас слишком много недостатков – вы не обязаны быть совершенством.

Совет шестой: хвалите себя за любые мелочи

Если вы начнете подмечать свои мелкие успехи и достижения, то быстро обнаружите в себе такие положительные качества, о которых раньше даже не догадывались. Вы приготовили ужин, значит, вы отличная хозяйка. Навестили родителей – вы заботливая дочь. Проверили уроки у детей – вы хорошая мать. Вовремя сдали отчет – вы ответственный работник. Так похвалите себя за все это!

Совет седьмой: хвалите себя просто так

Если вдруг вам в какой-то момент показалось, что похвалить себя не за что, хвалите себя просто так! Вы живете, работаете, приносите пользу близким и обществу, стремитесь расти и развиваться, вы любите и любимы – похвалите себя просто за то, что вы есть! Помните, что похвала создает позитивный настрой, повышает у людей уверенность в себе и ведет к новым достижениям – именно поэтому во многих компаниях принято праздновать успешное завершение крупных проектов. Хвалите себя как можно чаще и помните, что вы всегда достойны этих похвал!

 

Светлана Захарова

Светлана Захарова

Эксперт

Член Профессиональной психотерапев­тической лиги, арт-терапевт