Подростковый буллинг – жуткое явление психологической и физической травли одних детей другими – изучается психологами уже много десятилетий, а существует испокон веков. До недавних пор оно в большей степени проявлялось в школах – универсальной среде общения и самореализации детей, где одни зарабатывают статус реальными достижениями, а другие – за счет унижения тех, кто слабей. Однако в наше время буллинг активно проникает в интернет и трансформируется в еще более страшное и массовое явление – кибербуллинг, т.е. психологическое насилие подростков через соцсети. И все острей встает вопрос, как действовать, если ребенок стал жертвой травли в школе или в виртуальном пространстве.
Рекомендации дает наш эксперт – психолог Елена Шпиз.
«Зловещее очарование насилия» стало предметом исследований крупного швейцарского психолога и психиатра Аллана Гуггенбюля (1916-1963), который сравнил детскую жестокость с демоном, которому приходится смотреть в глаза. Основными участниками буллинга становятся зачинщики (буллеры), жертвы и преследователи, мотивированные стадным чувством; страхом пойти против большинства; стремлением завоевать расположение «авторитетов» класса; боязнью оказаться на месте жертвы; самоутверждением за счет унижения других и просто желанием развлечься (рекомендую посмотреть фильм «Чучело», в котором отражены все эти «сюжеты»).
Многих родителей волнует вопрос: стоит ли в случае травли ребенка обращаться к школьному психологу? Безусловно, стоит! Школьный психолог обладает уникальной возможностью изучить проблему всесторонне: узнать, как ребенок общается с одноклассниками, педагогами, родителями, друзьями вне школы; как реагируют на сложившуюся ситуацию учителя, и в курсе ли они вообще, что происходит; понять, как ребенок воспринимает все, что с ним происходит, и осознает ли собственные ошибки. Итоговое заключение такого специалиста может дать очень много пищи для размышлений и будет ценно для психолога, который будет работать с ребенком в дальнейшем, если вы решите к нему обратиться.
Рекомендация: Если ребенок возвращается из школы подавленным, не общается ни с кем по телефону, никто не приглашает его на дни рождения и т.д., имеет смысл предложить ему позвать одноклассников в гости, чтобы, с одной стороны, порадовать его, а с другой, увидеть «картинку» изнутри: поговорить с детьми, попытаться разобраться, как они воспринимают вашего ребенка, и почему.
Если ребенок боится идти в школу, часто плачет, старается не выходить из дома, замкнулся и упорно молчит, постарайтесь любыми способами его успокоить и разговорить, вывести из зомбированного состояния.
Рекомендация: Если ваш ребенок вызывает агрессию, не нравится другим детям, раздражает их поведением, внешностью, слабостью, физическими недостатками и т.д., не сводите ситуацию к псевдоутешению, что, мол, окружающие просто не понимают его. Как бы не было больно, признайте, что ваш ребенок вызывает неприязнь и с этой проблемой нужно работать.
Осознание родителями существующей проблемы – первый шаг к ее решению.
Осознание родителями того, что, вероятно, они не смогут помочь ребенку самостоятельно – второй шаг.
В такой ситуации пытаться помочь своему ребенку «стать привлекательным» с помощью родительского креатива – рискованно, потому что можно неверно определить источник проблемы и, соответственно, предложить неверное решение, что еще больше усложнит ребенку жизнь.
Рекомендация: Если ребенок испытывает глубокие цикличные проблемы в общении с ровесниками, имеет смысл обратиться психологу, способному «разобрать» деструктивные конструкты личности подростка – результаты серьезных сбоев возрастного развития, и фактически «собрать» их заново. Важно, чтобы ребенок не пытался конкурировать с одноклассниками там, где это бесполезно, а умел создавать такие ситуации, в которых бы они не могли конкурировать с ним. К примеру, решить сложную задачу или предложить и организовать интересную игру, которая увлечет всех.
Если ребенка травят из-за того, что он хуже одет, у него менее дорогой телефон, его не привозят на дорогой машине и т.д., нужно донести до подростка, что можно не только следовать за существующими трендами, но и создавать свои. К примеру, гордо приходить в школу с кнопочным телефоном и абсолютно игнорировать школьную «ярмарку тщеславия», которая толкает детей на то, что они просят родителей покупать им китайские подделки последних айфонов, лишь бы быть «наравне с самыми крутыми». Однако те самые «крутые» быстро раскрывают обман, и тогда хитрецу не избежать настоящего позора в виде публичного разоблачения и насмешек.
Рекомендация: Если вы узнали, что буллером вашего ребенка стал ученик старшего класса, который отнимает у него вещи или еду, вы можете вмешаться, но не с агрессией, а с иронией – скажем, на глазах у всех вручить обидчику коробку с едой и детскими игрушками, на которой крупно написано: «Благотворительная посылка для бедствующего и голодающего Ивана Иванова». Эффективность подобного подхода обусловлена тем, что для агрессоров нет ничего хуже, чем стать предметом насмешек.
Буллинг может быть и вариацией дедовщины, когда в школе или классе травят новичков. При этом дети часто скрывают ситуацию от родителей и классного руководителя, боясь прослыть ябедой.
Однако среди буллеров-подростков встречаются и настоящие агрессоры, для которых насилие, в том числе, моральное – норма поведения, в буквальном смысле впитанная с молоком матери. Это могут быть не только откровенные отморозки, которые умеют только бить, но и утонченно умные, красивые, сильные дети, способные издеваться изощренно, морально уничтожая тех, кто слабее. Внешне они могут вести себя идеально (девочек вперед пропускать, двери перед учительницами открывать и т.д.), а в реальности плести интриги и «талантливо» манипулировать не только ровесниками, но и педагогами, и руководством школы (рекомендую посмотреть фильм «Дорогая Елена Сергеевна», о том, как именно такой мальчик, объединил одноклассников, пытаясь заставить честную учительницу отдать ключ от сейфа с контрольными работами, чтобы исправить оценки). Жертвами таких буллеров становятся, как правило, либо очень слабые дети, либо, напротив, сильные «новенькие», у которых еще нет поддержки и которых агрессор принципиально хочет подавить.
Рекомендация:
Если ребенок стал жертвой такого буллера-манипулятора, разберитесь – почему. В первом случае ребенка имеет смысл перевести в другую школу, предварительно тщательно проверив ее репутацию по отзывам родителей и детей на уважаемых интернет-ресурсах и в соцсетях.
Постарайтесь раскрыть в ребенке способность совладать с буллингом не на уровне эмоций, а аналитически – с помощью стратегий:
- опоры на социальную поддержку, если есть возможность найти хороших защитников;
- самоконтроля, позволяющего «жертве» настолько хорошо скрывать эмоции, что травить ее становится неинтересно;
- «сотрудничества» – ведь у буллеров тоже имеются слабые места, и можно найти возможность помочь им решить проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно – с учебой, с «красивыми» письмами девочке, с возможностью заработать по принципу Макаренко и т.д. Ребенок должен осознать свои возможности и доказать агрессорам, что дружить с ним гораздо полезней, чем его травить.
Если ребенок подвергается травле из-за необычной фамилии, это ваше упущение. Значит, не сумели воспитать в нем уважение к ней. Пока ребенок сам не начнет уважать свою фамилию, окружающие тем более не начнут.
Рекомендация: Постарайтесь узнать какие-то интересные факты из истории фамилии, найдите героических предков, которые ее носили, можете даже придумать что-то – главное, донести до ребенка ее значимость, не зависящую от звучания. Если одноклассники почувствуют, что ваш ребенок искренне гордится своей фамилией, то им придется переосмыслить отношение к ней.
Если ребенок чувствует себя белой вороной, и его травят, важно понять, сам ли он выбрал такой путь, или причина в психологических комплексах, родительском давлении или чем-то еще.
Рекомендация: Во всех случаях, кроме первого, желательно, обратиться к психологу, но исключительно по рекомендациям и отзывам людей, которым этот специалист помог решить подобную проблему. Отзывы обязательно смотрите на разных ресурсах, чтобы убедиться в их подлинности. По возможности связывайтесь лично с оставившими их людьми и спрашивайте их о конкретных вещах, которые вас интересуют.
Если ребенка травят за то, что он физически слаб, вспомните известную сказку Андерсена о маленькой Герде, которая ради спасения Кая от всемогущей и страшной Снежной королевы в одиночку преодолела пол Земного шара и справилась со всеми, кто пытался ее остановить. А главное, слова, которые сказала об отважной девочке финка: «Сильнее, чем она есть, я не смогу ее сделать». Так и главная героиня фильма «Чучело» – хрупкая школьница – сумела в одиночку противостоять толпе агрессивных одноклассников.
Рекомендация. Главная ошибка многих родителей заключается в том, что от большой любви они хотят наделить ребенка СВОЕЙ силой (решать за него проблемы, говорить ему, что делать, вступаться за него в драках с ровесниками и т.д.), вместо с того, чтобы помочь ему раскрыть ЕГО собственные личностные ресурсы.
Рекомендация: Главное - уводите детей от поисков помощи в интернете, потому что это первый шаг навстречу кибербуллингу – психологическому подавлению и травле подростков в соцсетях. Находите любые (но только не насильственные!) способы дистанцирования ребенка от гаджета. Заполняйте его жизнь занятиями в спортивных секциях, музыкальных школах, художественных кружках; увлекайте его общением, путешествиями, общими семейными делами и т.д.
Психологические механизмы противостояния кибербуллингу фактически не изучены. Между тем давление дисфункциональных сетевых сообществ на психику подростков подстрекает их к нанесению себе всевозможного физического вреда, вплоть до самоубийства. Вот лишь некоторые термины из сферы виртуального насилия: буллицид – доведение ребенка до самоубийства психологическим давлением через сети; лайкинг – разновидность сетевого эмоционального прессинга; аутинг – разглашение в сети информации о сексуальной ориентации подростков; диссинг – распространение ложной оскорбительной информации о ребенке в единичных сообщениях и массовых рассылках; хеппислепинг («счастливое избиение») – видеозапись актов насилия и выкладывание этих роликов в сети без согласия жертвы.
Главная задача
Задача взрослых – помочь ребенку максимально раскрыть его личностный потенциал: осознать свою моральную силу, научиться самостоятельному совладанию с буллингом. Только таким образом подросток сможет победить в себе «жертву» и по-настоящему решить проблему. Если пытаться убежать от проблемы, внутренняя «жертва» никуда не денется и может в любой момент снова спровоцировать травлю, противостоять которой ребенок не сумеет.