Детство – это время, когда закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. Как получается, что именно в школьные годы у детей чаще всего зарождаются основные проблемы с позвоночником? И можно ли научить ребенка «держать спину» ровно?
В школе ребенку приходится большую часть времени проводить в сидячем положении. Тяжелые, нагруженные учебниками и тетрадями рюкзаки, которые дети носят на спине или порой – небрежно – на одном плече, тоже создают дополнительную нагрузку на спину. Неокрепшие мышцы быстро устают, в них накапливается напряжение, появляются чувство дискомфорта и болевые ощущения, что постепенно приводит к нарушению осанки.
Дефекты осанки плохо влияют на внутренние органы. Уменьшение амплитуды движений в грудной клетке нарушает функцию органов дыхания, ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы, уменьшается внутрибрюшное давление. Все это не лучшим образом сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Таким образом, нарушение осанки может быть предвестником и провокатором серьезных заболеваний. Что нужно сделать, чтобы привести в порядок спину своего школьника, расскажет эксперт направления детского фитнеса Х-Fit в России Любовь Переверзева.
На старт, внимание!
Важно помнить, что залог здоровья позвоночника – это физическая подготовка и регулярная профилактика. При выборе оздоровительных упражнений следует учитывать возраст ребенка, форму и продолжительность занятий с ним, а также особенности организма. Прежде чем выбирать комплекс для коррекции осанки ребенка, необходимо проконсультироваться с врачом. Можете показать ему список упражнений, которые приведены ниже. Этот физкультурный блок направлен на укрепление и расслабление мышц. Наиболее физиологично выполнять его в соответствии с фазами дыхания «вдох-выдох» (вдох – напряжение, выдох – расслабление). Тогда будет правильно функционировать система кровообращения, не возникнет сбоев в регуляции нервных процессов.
Упражнение 1. Гусеничка
Без преувеличения можно сказать, что нарушение позвоночника начинается, что неожиданно, от стоп. Поэтому упражнение рекомендовано выполнять первым.
Положение может быть как стоя, так и сидя. Рассмотрим вариант сидя на полу с согнутыми ногами в коленных суставах. Сгибая пальцы ног, нужно подтягивать пятку вперед, при этом она остается прижатой к полу. Затем пальцы выпрямляют и движение повторяется (имитация движений ползущей гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев стоп продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола (до выпрямления ног в коленях). Упражнение выполнять одновременно двумя ногами.
Упражнение 2. Убегающие ручки
С двумя точками опоры (крестец и лопатки) встать у стены и поднять руки перед собой, не выше плеча. Представить, что руки отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты, и расходятся в стороны. Прямые руки прижать к стене и соединить лопатки. Количество повторений столько, сколько возраст у ребенка. К примеру, если ребенку 8 лет, в таком случае будет 8 повторений.
Оздоровительный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и для ее коррекции рекомендуется проводить ежедневно по 7 минут 2–3 раза в день
Упражнение 3. Аист
Встать у стены с двумя точками опоры (крестец и лопатки), поднять согнутую в коленном суставе ногу до прямого угла с туловищем (не выше). Держать ее в этом положении 20 секунд, затем опустить, 20 секунд перерыв. Сделать то же самое другой ногой. Повторить цикл 10 раз.
Упражнение 4. Веселые «червячки»
Ползанье по-пластунски: усложнить задачу можно чередой невысоких препятствий. В момент передвижения первостепенное толчковое движение совершается большим пальцем ноги, только потом происходит движение рукой, она выпрямляется вперед (без подтягивания).
Упражнение 5. Полет супергероя
Лежа на животе, вытянуть руки вперед и голову опустить на пол (с опорой на лоб). Поднять прямые руки и голову, затем опустить вниз. Постараться расслабить ноги и ягодицы, снять с них напряжение во время выполнения упражнения. Можно представить себя супергероем, который летит над вечерним городом… При подъеме рук макушкой вытягиваться вперед, взгляд оставить на полу и плечи опустить вниз.
Наименее вредный рюкзак
Спинка должна быть анатомической, то есть иметь постоянную стабильную форму и не сгибаться. Содержимое ранца не должно упираться в спину ребенка. Плотная с толстыми вставками спинка – это хорошо, тонкая спинка с тонкими вставками – гораздо хуже. К сожалению, детям приходится носить в школу много учебников, пособий, а порой и папки. Хорошо, если в рюкзак помещается папка для труда, иначе ребенку придется нести ее в отдельном пакете и «перекашиваться» в его сторону.