Есть направление системы здравоохранения, которому уделяется большое внимание во всех развитых странах, кроме, пожалуй, нашей любимой Родины. Оно называется «клиническая фармация» (не путать с клинической фармакологией!) и имеет огромный потенциал для общества и государства.
Наш эксперт — заведующий кафедрой фармации Марийского государственного университета, член правления Российского научного общества фармакологов, доктор фармацевтических наук, кандидат медицинских наук, профессор Игорь Яковлев
Охрана здоровья VS бизнес
Примерно с 40‑х годов прошлого века появилось понятие «клиническая фармакология». Оно означало фармакологическую помощь «у постели больного». То есть в стационаре. Но много ли людей находятся в стационаре? По статистическим данным, в нашей стране около 1 млн больничных коек. А сколько пациентов ежедневно посещают аптеки? Несопоставимо больше. Но они остаются без клинической фармацевтической помощи. Поразительно, но даже в нормативных документах нет понятия «лекарственная помощь». Лица, принимающие решения в законотворческой сфере, сосредоточены только на медицинской помощи. Впрочем, и в медицине в последнее время все чаще слово «помощь» заменяется на «услуги». Оптимизация привела к превращению медицины в бизнес. Что касается фармацевтической деятельности, то ее, по сути, вообще свели к торговле.
Не удивительно, что по результатам независимых исследований половина сотрудников аптек хотела бы сменить работу, а пятая часть — вообще уйти из профессии.
Основной фактор негатива — перенесение акцента от помощи людям на получение прибыли. При этом главная профессиональная мотивация фармацевтов и провизоров вовсе не деньги, а именно помощь людям. Та самая фармацевтическая помощь, которая «в списках не значится».
Кстати, у врачей весьма схожая ситуация. Ни для кого не секрет растущий дефицит кадров. Звучат предложения о принудительной отработке и прочем «крепостничестве XXI века».
Медицина и фармация все более отдаляются и друг от друга и от своих основных задач — быть двумя важными опорами системы здравоохранения, обеспечивающей качественную медицинскую и фармацевтическую помощь населению страны.
Такой торт не нужен
Давайте вспомним, что аптеки исторически были учреждениями здравоохранения. Да, аптеки занимались и занимаются торговлей. Но весьма специфической. Существуют стандарты надлежащей практики, обязательные для всех, кто имеет отношение к обращению лекарственных средств. Работа аптек регламентирована многочисленными приказами и другими нормативными актами. Фармацевтические специалисты регулярно подтверждают свои компетенции, проходя обучение и аккредитацию (ранее — сертификацию). Обеспечение лекарственного лечения предполагает, что провизор (фармацевт) наравне с врачом берет на себя ответственность за здоровье пациента, определенную его действиями и решениями.
Какую ответственность несет продавец супермаркета? Только ту, которая определена в «Правилах торговли» и законе «О защите прав потребителей». Ответственность за выбор колбасы или молока лежит только на покупателе. Если у человека аллергия на тот или иной компонент торта или количество этого торта явно превысило разумную дозу, продавца к ответу за неверную рекомендацию не привлекут. Более того, ни один продавец не скажет покупателю, что торт ему уже 20 кг назад противопоказан и пора переходить на капусту и сельдерей. Потому что в магазине покупатель всегда прав. А в аптеке — нет.
Никто не знает столько про взаимоотношения лекарств и человека, сколько знает провизор. Но его знания зачастую оказываются невостребованными. И очень зря! Это негативно сказывается на состоянии общественного здоровья, на отношении к профессии и на решении кадровой проблемы здравоохранения.
Ресурс, который не хотят замечать
Мировая практика показывает, что первичным звеном здравоохранения давно уже является не поликлиника, а аптека. Почувствовав недомогание, пациент чаще идет не к врачу, а к фармацевтическому работнику. Это проще и доступнее. Во многих государствах это успешно используется в интересах пациентов.
Например, в США сегодня весьма востребованы специалисты по клинической фармации (не фармакологии, прошу обратить внимание!). В некоторых странах провизоры дают клятву Галена - аналог клятвы Гиппократа в фармацевтической сфере.
Фармработник ни в коем случае не должен заменять собой врача, но он должен оказывать лекарственную помощь. Клинический провизор способен прояснить жалобы посетителя, определить, нуждается ли тот во врачебной помощи или достаточно безрецептурных средств, дать грамотную консультацию по выбору и применению того или иного препарата. Тем самым клинический провизор может существенно разгрузить первичное медицинское звено. Аптеки — недооцененный резерв системы здравоохранения.
К сожалению, выпускники наших фармацевтических вузов, факультетов и колледжей не обладают полным объемом компетенций для решения этих задач. Пока у нас нет достаточного количества настоящих клинических провизоров. При этом слово «клинический» необходимо понимать не в смысле «относящийся к стационару», а в смысле «имеющий отношение к лечению». Врачи работают по клиническим рекомендациям (которые пишутся именно для них), а у провизоров таких документов пока нет.
Впрочем, ключевое слово — «пока». Мы уже работаем в этом направлении, и многое удалось сделать. И вы тоже имеете возможность поучаствовать в процессе изменения текущей ситуации.
Мировая практика показывает, что первичным звеном здравоохранения давно уже является не поликлиника, а аптека. Во многих государствах это успешно используется в интересах пациентов
Хватит быть «лежачим камнем»
В ноябре прошлого года по инициативе образовательного центра «Провизор‑24» был создан союз «Профессиональное сообщество провизоров и фармацевтов». Одно из направлений его работы — создание клинических рекомендаций для фармацевтов и провизоров, разработка информационных материалов для фармспециалистов и пациентов. Казалось бы, сегодня очень много разнообразной информации. Но, увы, далеко не всегда она не является скрытой рекламой. Кроме того, ни один информационный портал не берет на себя ответственность за свои рекомендации. Ответственность лежит на враче и на провизоре (фармацевте). Мы хотим вернуть фармацевтическим работникам их статус профессионалов и возможность оказывать людям лекарственную помощь. Клинико-фармацевтические рекомендации должны иметь под собой солидную доказательную базу, чтобы приносить реальную пользу пациентам. Подчеркну, что ни одна из коммерческих или государственных структур не финансирует эту деятельность, что позволяет давать независимые оценки. Мы уже разработали методологию, получившую признание профессионалов. Уже готов ряд рекомендаций по актуальным проблемам посетителей аптек, и вскоре эти рекомендации поступят в распоряжение специалистов.
Кстати, любой желающий может принять участие в создании алгоритмов. Для этого необходимо вступить в профессиональное сообщество, например, в ТГ-канале t.me/Pharm_soyuz_botVK или на сайте provizorus.ru. Утверждаться рекомендации будут экспертным советом. Клиникофармацевтические рекомендации — тот инструмент, который позволит фармработникам вновь стать частью системы здравоохранения, а не торговли.
«Одинокий голос» человека мало кто слышит. Голос сообщества имеет другой вес. Мы все понимаем проблемы, с которыми сталкиваются наши коллеги. Но есть хорошая поговорка: «Не нравится — меняй, не меняешь — не ной». И чтобы запустить процесс перемен, важно действовать сообща.
Заведующий кафедрой фармации Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола), член правления Российского научного общества фармакологов, ведущий эксперт учебного центра «Провизор‑24», доктор фармацевтических наук, профессор
Игорь Яковлев