Среда, 15 января 2025
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Ответы на сложные вопросы пациентов

freepik
Фото: freepik

Эмпатия - это то, благодаря чему выпускники школ становятся врачами. Но она бывает разной. Чаще всего во время приема пациентов доктор испытывает эмоциональную эмпатию, основанную на сочувствии и сопереживании. К сожалению, именно она приводит к эмоциональному истощению и выгоранию. Как же правильно выражать пациентам свое сочувствие и психологически их поддерживать?

Под эмпатией понимается осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Эмпатия бывает:

  • эмоциональная – основана на сочувствии и сопереживании;
  • когнитивная – базируется интеллектуальных процессах: сравнении, обобщении, аналогии и т.д.;
  • предикативная – умение предсказывать реакции другого человека в конкретной ситуации.

Врачам полезно научиться когнитивной эмпатии, а в идеале – предикативной, считает врач-терапевт, гастроэнтеролог, главный гастроэнтеролог
многопрофильного холдинга «СМ-клиника» (г. Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук Татьяна Ильчишина.
Давайте же рассмотрим, что представляет собой когнитивная эмпатия, на примере консультации врачом больного с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ).

Основная фраза

Многочисленный штат психологов учит врачей правильно реагировать на любые высказывания пациента. Основная фраза, которую при этом может услышать больной от доктора – «Я понимаю»:

  • Пациент: «Я мою волосы мочой». Доктор: «Я понимаю».
  • Пациент: «Я пью соду для защелачивания крови». Доктор: «Я понимаю».
  • Пациент: «Я вылечил язву желудка спиртом и прополисом». Доктор: «Я понимаю».

Но есть и другие фразы, которые стоит выучить наизусть:

  • То, что вы говорите, очень серьезно, сейчас будем разбираться.
  • Ваши переживания мне понятны. К счастью, сейчас у медицины имеются методы лечения…
  • Я понимаю, что боль в животе/изжога/тошнота отнимает у Вас много сил. Предлагаю Вам…

Дальше, уверена Татьяна Ильчишина, можно уже подробно обсуждать проблему, рекомендовать те или иные методы лечения, препараты. Пациент все выслушает с большим вниманием, ведь доктор показал, что ему не безразлично происходящее с больным.

Мне нужна операция!

Пациент можно прийти с ошибочной уверенностью, которую мог почерпнуть из Интернета или от врача-эндоскописта, что причина всех его проблем в расслаблении нижнего пищеводного сфинктера (кардии). Вероятно, он даже прочитал про недостаточность кардии и считает, что все проблемы легко решаются с помощью операции. К тому же тогда не придется всю жизнь принимать лекарства.
Но нижний пищеводный сфинктер регулярно расслабляется в ответ на каждый глоток. Спонтанное же расслабление кардии вне глотков в норме происходит до 6 раз за час, например, как реакция на прием лекарства или курение. Потому делать акцент на фразе в описательной части гастродуоденоскопии о зиянии кардии и только поэтому ставить диагноз «недостаточность кардии» будет не совсем правильно, говорит эксперт.
Чаще всего это оказывается нормой или субъективным мнением эндоскопписта. Для постановки диагноза нужно дополнительное исследование – рН-импедансметрия.
В то же время увеличение числа расслаблений кардии рассматривается как один из ведущих механизмов гастроэзофагеального рефлюкса. Вот почему при ГЭРБ нужно воздействовать на моторику ЖКТ, информирует доктор Ильчишина. Для этого рекомендуется препарат итоприда гидрохлорид. Он устраняет причину рефлюкса, уменьшая частоту расслаблений нижнего пищеводного сфинктера. И операции можно будет избежать.
Правда, среди показаний к оперативному вмешательству есть желание больного прекратить медикаментозную терапию. Но в долгосрочной перспективе большая часть оперированных пациентов возвращается к приему таких лекарственных препаратов, как ингибиторы протонной помпы. Их может назначить не только гастроэнтеролог, но и терапевт или кардиолог в качестве прикрытия НПВС-гастропатии. Поэтому прежде чем решиться на операцию, следует оценить клиническую картину и медикаментозную терапию, провести дополнительные исследования, напомнить пациенту о важности изменения образа жизни, необходимости похудеть, отказаться от курения, изменить рацион. Следует поинтересоваться, как больной принимает лекарства, рекомендованы ли ему прокинетики и дополнительные препараты.
Глядишь, уверенность в неизбежности оперативного вмешательства и поколеблется. Человек поймет, что имеются и другие способы избавления от проблем.

Страхи пациента

Бывает, человек прочитал в Интернете о ГЭРБ и испугался. Ведь болезнь может приводить к осложнению – пищеводу Барретта. А это уже предраковое состояние. И вот уже больной интересуется, как часто надо делать эндоскопическое исследование, чтобы не пропустить главную опасность. Доктор Гугл сделал свое дело. А как быть врачу?
Задача врача – успокоить больного, вселить в него уверенность, в том числе и своими знаниями, настаивает Татьяна Ильчишина. Следует сказать, что болезнь не опасна, ее можно победить. Очень важно дать почувствовать пациенту, что врач знает, как поступить и убежден в правильности своих действий.
Обращаясь к доктору, больной хочет получить не только медицинскую помощь (лекарство, операцию, определенные процедуры), ему нужна еще и психологическая поддержка. Он ждет от врача уверенности, что болезнь не так опасна, как представляется больному, ее можно вылечить. Пациент хочет, чтобы ему передалось от доктора чувство уверенности в благополучном исходе.
Потому важно рассказать об имеющихся на рынке лекарствах последнего поколения, которые не обладают кардио- и нейротоксичностью, а значит, у них меньше риск побочных эффектов. Они хорошо сочетаются с ингибиторами протонной помпы, усиливают их эффект.
Если у пациента диагноз «пищевод Барретта», переубедить его делать ФГДС (фиброэзофагогастродуоденоскопия) реже, чем раз в год, вряд ли удастся, констатирует эксперт. Тревога останется. Но можно сослаться на рекомендации европейских специалистов, которые считают, что:

  • при максимальной распространенности пищевода Барретта 1-3 см (самая частая ситуация) ФГДС следует делать каждые 5 лет;
  • при максимальной распространенности пищевода Барретта 3-10 см ФГДС следует делать раз в три года;
  • если пищевод Барретта меньше 1 см, рутинная биопсия и эндоскопическое наблюдение не рекомендуются.

Ничего не помогает

Ингибиторы протонной помпы помогают, отменил – появилась изжога. Так что же теперь всю жизнь сидеть на лекарствах? А если лекарства перестанут помогать?
В ответ на подобные вопросы Татьяна Ильчишина рекомендует сначала сказать коронную фразу: «Я вас понимаю», а затем напомнить, что у пациента есть зона ответственности и можно уменьшить потребность в лекарствах. Здесь стоит сделать паузу, немного помолчать и выдать рекомендации, что именно больной должен и может сделать сам.
Он может:

  • уменьшить стресс – с помощью техник осознанности, медитации, массажа;
  • освоить диафрагмальное дыхание – есть ролики в Интернете с подробными инструкциями.

Он должен:

  • похудеть;
  • бросить курить;
  • избегать продуктов, вызывающих неприятные симптомы;
  • поднять головной конец кровати;
  • избегать позднего ужина;
  • не носить стягивающую одежду.

Увы, врачи не всегда это проговаривают, но об этом надо напоминать регулярно, настаивает эксперт.
Что касается долгого курса лекарственной терапии, то от нее могут быть побочные эффекты. Но будут ли они, никто заранее предсказать не сможет. Скорей всего, их не будет. Зато точно известно, что случится, если отказаться от приема лекарств. Препараты не делают человека зависимым, наоборот, они обеспечивают независимость от болезни. И это здорово, что мы можем не просто наблюдать, а активно защищаться от недугов!
При тяжелых формах болезни, неэффективности лекарственной терапии снова следует посочувствовать пациенту, сказать, что врач его понимает, но, к сожалению, заболевание серьезное. А затем уточнить, какой препарат принимает больной, как принимает, сколько раз в день, в какой дозе, регулярно ли.
Хорошо также, когда врач задает себе вопрос, а точно ли это ГЭРБ. Может быть, это другая болезнь? Возможно, нужна другая терапия или следует добавить другие препараты?

Качество жизни

Пациент может быть озабочен вопросами, что можно есть, что нельзя, можно ли заниматься спортом, сексом, соблюдать пост.
Татьяна Ильчишина советует рассказать ему, что с 2022 года не запрещается есть цитрусовые, употреблять шампанское и шоколад, ели человек хорошо переносит эти продукты. Посты тоже можно соблюдать. Они не влияют на симптомы ГЭРБ у пациентов, которые продолжают соблюдать все рекомендации врача и не прекращают курс лечения. Надо ходить в спортзал, заниматься физкультурой. У людей с умеренным и высоким уровнем физической активности вероятность развития ГЭРБ в среднем на 30% ниже, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Секс при ГЭРБ не влияет на рН пищевода. Эксперт ссылается на результаты исследования, проведенного на 21 добровольце. Участники эксперимента согласились на мониторинг внутрипищеводной рН в течение 48 часов. Секс проходил в стандартной миссионерской позе. Выяснилось, что существенной разницы между количеством случаев кислотного рефлюкса в течение 30 и 60 минут до и после полового акта не было. Можно смело утверждать, что сексуальная активность не предрасполагает к повышенному воздействию кислоты в пищеводе и явлениям кислотного рефлюкса.
Такого рода эмпатия, основанная на объективных данных исследований, информирование пациента о болезни и о том, что он должен в подобной ситуации предпринять, действительно придадут ему сил и уверенности в благополучном исходе, уверена Татьяна Ильчишина.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up