Ребенка не заставить прочесть ни страницы, он еле складывает буквы в слова и ненавидит урок родной речи? Не торопитесь винить его в лени. Часто проблема не в гаджетах и нежелании учиться, а в таком нарушении, как дислексия.
Не думайте, что дислексия – признак низкого интеллекта. Ведь ею страдали много успешных людей, даже гениев. Считается, что дислексиками были Леонардо да Винчи, Петр I, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней. А еще, говорят, 40% миллионеров не в ладах с чтением и письмом (хотя наверняка очень неплохо считают). Наш эксперт – врач-логопед, дефектолог Надежда Анисимова.
Глядит в книгу, а видит фигу
Уметь хорошо читать – ключевой навык, важный не только для успеха на уроках литературы, но и для всего обучения в целом. Ну, как решить задачу, если не можешь нормально прочесть и понять ее условие? Увы, у 60% первоклашек сегодня есть трудности с чтением, которые у одних со временем проходят, но у 10% со временем перерастают в стойкие нарушения.
Если к середине второго класса ребенок все еще читает медленно или даже по слогам, пытается угадывать слова, путает местами буквы и слоги или постоянно теряет строчку, скорее всего, у него дислексия. Тем не менее, торопиться ставить на ребенка клеймо «дислексика» не стоит. Такой диагноз дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше 10-11-летнего возраста. Однако это совершенно не значит, что ребенка, которому трудно читать и писать, надо до 11 лет оставить в покое. Наоборот, нельзя терять время даром. Чем раньше начать устранять проблему, тем больших успехов удастся добиться. Запущенную дислексию чаще всего не исправить.
Главное - понимание
Правильное чтение должно отвечать четырем условиям: быть грамотным, осознанным, беглым и выразительным. Соответственно, проблемы у школьника могут возникать на двух уровнях: техническом и смысловом. В первом случае дефектологи должны разобраться, какие именно сложности возникли в процессе складывания букв в слоги, а те – в слова. Это могут быть, например, трудности в усвоении зрительного или звукового образа буквы (дети часто путают Ш и Щ, Л и М, Г и Т, которые пишутся похоже) или прочие моменты. Специалисты с помощью особых тестов выявляют проблемы слухового, зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Но бывает и так, что ребенок может вполне прилично читать, но не понимает прочитанного (испытывает трудности с ответами на вопросы по тексту, пересказом). Причинами этого могут быть проблемы с памятью и вниманием, а также нарушение речевого развития. Если родители мало уделяли детям внимания, а просто включали телевизор и давали в руки телефон или планшет, то речь ребенка вряд ли будет хорошо развита. Впрочем, иногда причина трудностей с чтением не педагогическая запущенность ребенка, а, наоборот, чрезмерная тяга родителей к раннему развитию. Обучение чтению, когда еще у малыша не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к дислексии. Научиться читать к пяти годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. Еще великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».
Используя различные речевые игры, наглядные пособия, приспособления, врачи (логопеды, психоневрологи, дефектологи) смогут устранить те или иные дефекты в произношении или восприятии звуков и букв, потренируют память и концентрацию внимания, поработают над мотивацией.
Как избежать дислексии:
- Больше разговаривать с малышом, начиная с первых недель жизни, читать ему книги, петь песни. Позднее как можно больше обсуждать разные темы. Задавать ему вопросы, просить пересказать мультик, сказку, рассказать о чем-то, объяснить.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: сначала - собирать пирамидки, строить из кубиков, а позже срисовывать предметы.
- Развивать мелкую моторику: лепить из пластилина, собирать паззлы, мозаику, конструктор, вырезать из бумаги, мастерить поделки, аппликации, делать оригами.
- Тренировать внимание и память. Игр на развитие памяти очень много. Кстати, многие из них – компьютерные. Но можно подобные смастерить и самим и играть вдвоем с ребенком. Вырежьте 5-10 пар картинок, перемешайте и разложите. Дайте ребенку посмотреть на них и запомнить их расположение, затем переверните. Задача ребенка: открывать попарно одинаковые картинки. При ошибке ход переходит к другому игроку.
Занятия с ребенком должны стать системным, ежедневным делом. Но важно не перегружать детей, иначе толку не будет. С дошкольником заниматься можно 5-10 минут, с младшим школьником - не больше 15-20 минут, и только, когда и у вас, и у него хорошее настроение.
Учимся, играючи
Проблема: ребенок не запоминает буквы
Решение. Начать можно с обведения и срисовывания целых букв и дорисовывания частично написанных. Можно это делать на бумаге, асфальте, земле и песке. Буквы можно лепить буквы из пластилина, теста, составлять из шишек и камешков. Рисуйте их пальцем на спине ребенка (пока тот загорает на пляже или лежит в кровати) – пусть угадает, что написала мама. Также полезно мелом на асфальте крупно написать «проблемную» букву и попросить ребенка пройти по ней ногами. Такой маршрут отложится в голове, и узнавание будет происходить лучше.
Хорошо помогают игры в лото. На картинках могут быть животные, растения или предметы (или их силуэт). С обратной стороны надо подписать, кто или что изображено. Когда образ букв уже будет более-менее сформирован, можно перейти к более сложной игре «Найди букву»: ребенка просят указать пальцем или подчеркнуть нужную букву в конкретном слове или отдельной строчке, столбце.
Проблема: ребенок плохо воспринимает звуки
Решение. Игра «Найди звук»: перед ребенком надо разложить картинки и попросить разделить их на две группы. В одной должны оказаться изображения, в названии которых есть нужный звук, в другой – те, где данного звука нет. Другой вариант игры – попросить ребенка хлопнуть, поднять руку или топнуть, когда он услышит нужный звук в слове. Самый сложный вариант: ребенок бросает мяч о стену, а взрослый называет слово. Если ребенок слышит в данном слове заданный звук, он ловит мячик правой рукой, если нет - левой.
Проблема: сложно складывать буквы в слоги и различать слоги и слова
Решение. Упражнение «Закончи слог так, чтобы получилось слово». Ребенку дают 1 карточку со слогом и 2 карточки с буквами и просят читать слоги, растягивая их, а в конце присоединяя буквы по очереди таким образом, чтобы получилось слово. Например, ТО – (Т, М). Получится либо «тот», либо – «том». МА - (х, ма) – выйдет «мах» или «мама».
Упражнение: «Найди звук»: ребенок читает слоги в заданной последовательности (по строчкам или столбикам). Особенность в том, что в слогах совпадают либо первые, либо последние буквы (МА-МИ-МУ, ТУ-ВУ-ДУ). Со временем слоги из таблиц запоминаются ребенком и не вызывают трудностей, если встречаются в тексте. Упражнение можно усложнить: топать/хлопать при прочтении какого-либо звука.
Для автоматизации чтения слогов надо регулярно читать слоговые таблицы. Например, слоги можно составить по кругу и просить ребенка их произносить, постепенно все сильнее ускоряя темп чтения. Держать ритм помогут хлопки в ладони.
Проблема: трудности чтения целыми словами
Решение. Игра «Найди слово в ряду букв». Например, иьиорлорлкошкаоллдодл. Надо среди белиберды найти слово «кошка». Также полезно читать слова, отличающиеся друг от друга 1-2 согласными (трава-дрова-права, корова-боров-город).