Пятница, 13 декабря 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Трудности с чтением и письмом

Дислексия и дисграфия у детей
freepik
Фото: freepik

Не всем первоклассникам легко дается обучение чтению и письму. Это нормально: для освоения таких умений требуются время и усилия со стороны ребенка. Но, к сожалению, иногда даже старательному школьнику так и не удается научиться бегло читать и красиво, грамотно писать. В чем причина и как в таком случае действовать родителям?

 

Чтение – это навык, т.е. способность, сформированная путем повторения и доведенная до автоматизма. Первоклассники учатся читать и, естественно, вначале дело идет медленно, дети совершают ошибки. На данном этапе трудно распознать, у кого просто плохо получается, а у кого – врожденные проблемы.

Важный «звоночек» – момент, когда чтение становится для ребенка мучением, вызывает панику, слезы и отказ идти в школу. Возможно, у него дислексия – нарушение процесса овладения навыком чтения и его автоматизации. Ребенку сложно различать буквы, соединять буквы в слоги и слова, он не осознает смысл прочитанного текста. Почему так происходит и как преодолеть проблему, поможет разобраться Наталья Наумова - детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт, член Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов».

 

Определяем «на глазок»

Чаще всего дислексию выявляют у первоклассников, но распознать недуг можно и в дошкольном возрасте. Итак, что должно насторожить внимательного родителя? Прежде всего, обратите внимание на:

  • осанку ребенка – плечи должны быть на одном уровне;
  • тонус мышц должен быть в норме (тело не должно быть ни слишком расслабленное, ни зажатое);
  • крупную (движения всего тела) и мелкую (точность движения пальцев рук) моторику – движения должны быть по возрасту хорошо развиты;
  • координацию движения, возможность удерживать равновесие;
  • слух, зрение и устная речь должны быть развиты по возрасту.

Такие высшие психические функции, как восприятие, память, мышление, должны быть достаточно хорошо сформированы к 1 классу. Очень важно, чтобы пространственное восприятие было развито на нормальном уровне. Ребенок должен уметь точно показывать все части своего тела и у игрушки, хорошо ориентироваться в пространстве – находить по просьбе взрослого предметы и выполнять с ними действия (спрячь куклу за мишкой, положи под книгу тетрадь). В противном случае ребенок не готов к изучению письменной речи.

В освоении чтения и письма огромную роль играет уровень развития эмоционально-волевой сферы. При слабом развитии лобных структур головного мозга ребенку сложно концентрировать внимание, следовать инструкции, выполнять действия, о которых просит взрослый, и откладывать желаемые дела на потом. Такому ребенку с большим усилием будет даваться освоение письменной речи.

 

Спешить или подождать?

Ребенок с дислексией не может читать быстро, без ошибок и вслух при всем классе. У таких школьников часто меняются местами буквы, забывается правильное написание букв, от них ускользает смысл прочитанного, часто чтение начинается с середины слова или же ребенок начинает читать с начала слова, а окончание «угадывает». Из-за этого дети с дислексией читают медленно или с ошибками. К концу урока ребенок настолько вымотан, что потом уже не может ни читать, ни писать, ни давать устные ответы. Дислексия мешает всему учебному процессу, ведь читать и писать нужно практически на всех уроках. Поэтому ее нужно по возможности скорректировать до школы.

 

Причины проблем

Для овладения письменной речью (письмом и чтением) необходима слаженная работа всего мозга. И если какие-либо отделы головного мозга недостаточно сформированы и не справляются со своими функциями, то мы увидим, что освоение навыков письма и чтения крайне затруднительно, а порой и вовсе недоступно ребенку. В таком случае не стоит отчаиваться! Важно не терять время, а активно приступать к коррекционной деятельности.

Обычно причина дислексии заключается в недостаточной сформированности некоторых высших психических функций: памяти, концентрации и т.д. «Рука об руку» с дислексией обычно идет дисграфия – нарушение процесса овладения и автоматизации письменной речью. Она проявляется стойкими однотипными ошибками, в виде замены букв, искажения слов, неправильного порядка букв в слове, неверным написанием букв при письме.

Если есть трудности либо отклонения от нормы, не откладывайте визит к специалисту. Само по себе ничего не пройдет. Ребенку требуется срочная помощь.

 

Помощь специалистов

К решению проблемы стоит подходить комплексно. Прежде всего, необходимо исключить заболевания лор-органов и зрения. Далее проконсультируйтесь с неврологом (важно исключить пережатие сосудов шеи и головы, которые могут препятствовать поступлению кислорода к головному мозгу и другие проблемы). Далее – визит к нейропсихологу. Ему надо сообщить о результатах исследований, сделанных ранее. Нейропсихолог проведет с ребенком ряд тестов в игровой форме и выявит все слабые звенья, мешающие успешному овладению письмом и чтением. Потом будут даны рекомендации и предложен несложный комплекс упражнений, который поможет ребенку преодолеть трудности. В некоторых случаях также может потребоваться работа с логопедом-дефектологом.

 

Нейропсихолог советует

Ребенок с дисграфией и дислексией не сможет успешно учиться в школе, если не заниматься коррекцией. Очень важно, по возможности, до начала поступления в школу купировать либо полностью решить имеющиеся трудности.

В работе с нейропсихологом ребенок будет заниматься по методу сенсорной интеграции, методу замещающего онтогенеза и когнитивным методам для достижения максимально быстрого эффекта.

Метод сенсорной интеграции заключается в стимуляции работы органов чувств в движении – например, танец под музыку, прикосновение к раскачивающимся шарикам, вращение на стуле. Метод замещающего онтогенеза – это воздействие на сенсомоторный уровень, что в итоге активирует развитие всех высших психических функций (подвижные игры с мячом, игры на внимание). Когнитивные методы помогают в игровой либо учебной форме развить высшие психические функции, специалист при этом использует дидактические пособия.

Правильно подобранная серия заданий помогает эффективно справиться ребенку с имеющимися трудностями. Методы коррекции каждый раз подбираются индивидуально и представляют собой комплекс заданий длительностью около часа.
Очень важно обеспечить ребенку психологическую поддержку (ни в коем случае не ругать и не критиковать) и щадящий режим. Исключите повышенную загруженность кружками, заданиями. Кроме того, обязательны ежедневные 2–3-часовые прогулки на воздухе.
Для улучшения нейродинамики (умственной активности) можно делать с ребенком двигательные упражнения. Их лучше выполнять каждый раз перед началом занятия или в момент утомления. Вот примерный комплекс:

  1. Приседание с хлопками. Ноги на ширине плеч. На вдохе присед, хлопок в ладоши, на выдохе выпрямились, хлопок в ладоши. Вариации могут быть различные: хлопок по коленям ног скрещенными руками, подъем ног и т.д.
  2. Общее расслабление. Потягивания, растяжки, похлопывания ладонями по ручкам ножкам, растирания рук, плеч и ног.
  3. Поиск клада. Для улучшения работы пространственных функций можно предложить ребенку найти клад по нарисованной вами карте, где будет четко указано, сколько шагов в каком направлении требуется пройти, чтобы его обнаружить.
  4. Подвижные игры. Чтобы улучшить координацию движений, полезны игры с мячом, скакалкой и т.д., а для концентрации внимания – занятия  с цифровой таблицей Шульте. Её несложно найти в интернете и предложить ребенку поиграть.

 

Всего понемногу

Очень полезно срисовывать геометрические фигуры, простые изображения под разными углами, сборка пазлов. Также полезно отбивать ритмы по образцу, искать различия на картинках. На прогулке можно предложить ребенку посчитать, сколько собачек встретилось на пути, или красных легковых автомобилей и т.д.

Для развития памяти обсуждайте, вспоминайте прошлые события, памятные даты, мероприятия. Играйте в игру «Что пропало, что появилось». Вы выкладываете несколько предметов на стол, ребенок смотрит на них, потом попросите его отвернуться, вы что-то убираете, что-то добавляете, и далее ребенок ищет отличия.

Чтобы запомнить, как правильно пишутся буквы, цифры, очень полезно выписывать все, которые «смотрят» на правую руку, а позже или в другой день – на левую руку. Чтобы лучше запомнить буквы, их можно вылепить из пластилина, написать пальцем на песке и т.д. Для развития фонематического слуха играем в слова, ищем на слух в словах определенные звуки.

 

Наталья Наумова

Наталья Наумова

Эксперт

Детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт, член Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up