Пятница, 19 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Вызов принят

Фармпроизводители решают возникающие на рынке проблемы
ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

На 30-м юбилейном российском фармацевтическом форуме имени Н.А. Семашко состоялась дискуссия руководителей крупнейших российских фармкомпаний о приоритетах отрасли. Обсуждались проблемы, которые касаются не только фармрынка, но и общества в целом.

Модератор дискуссии заместитель губернатора, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов сразу же заявил, что постарается вести разговор от лица простого потребителя, которого волнуют дефицит тех или иных лекарств и доступность инновационных препаратов. Эти проблемы тянут за собой другие, но, как заявили участники разговора, они любят вызовы. Необходимость решать проблемы, которые им постоянно подкидывает фармрынок, держит их в тонусе и позволяет увеличивать отрыв от конкурентов.

Дефектура есть, но ее нет

Пресловутый дефицит лекарственных препаратов – обязательная тема дискуссий и разговоров не только представителей фарминдустрии, но и простых обывателей. Правда, генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский считает, что она была, есть и будет независимо от политической ситуации. Просто раньше на нее у населения не было такой острой реакции. По его словам, сейчас препарат может отсутствовать на рынке максимум месяц, но обычно проблема решается в течение двух недель.
Это как в случае с сусликом, поддел собеседника Давид Мелик-Гусейнов. Никто его не видит, но он присутствует. Так и с дефектурой. Ее нет, но в то же время она есть. Ситуация то и дело меняется, но острой ситуации нет, возражает Дмитрий Погребинский. Его поддержал генеральный директор АО «Р-Фарм» Василий Игнатьев: «Дефектура у нас, как у всех. По собственному ассортименту удается ее избежать. Мы неплохо справляемся». Президент компании «Акрихин» Денис Четвериков замечает, что компания хорошо адаптируется к происходящему на фармрынке и обеспечила в прошлом году процент дефектуры вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Постоянно наращивает производство и ПСК «Фарма», говорит генеральный директор Евгения Шапиро. В первом квартале 2023 года компания выпустила в натуральном выражении на 18% больше продукции, чем за тот же период прошлого года.

Меняем тактику и, может быть, стратегию

Казалось бы, сложности с логистикой, проведением платежей, поставками сырья, субстанций и других компонентов должны были заставить крупных игроков фармрынка изменить стратегию и тактику своих компаний. А вот и нет. Участники дискуссии в один голос заявили, что стратегия их компаний остается прежней. Подправить пришлось только тактику. Например, компания «Р-Фарм» раньше собиралась выходить на западные рынки самостоятельно, а на рынки развивающихся стран отдавать лицензию партнерам. Но сейчас зарегистрировать в США или в странах Западной Европы препарат российского происхождения практически невозможно. Поэтому пришлось переориентироваться на Латинскую Америку, Азиатско-Тихоокеанский регион, говорит Василий Игнатьев.
Для «Акрихина» экспорт всегда был вопросом второстепенным. Денис Четвериков видит потенциал рынков Казахстана и Узбекистана. Но не стоит забывать: все рынки СНГ в лучшем случае составляют 15% от российского. Поэтому компания все-таки делает ставку на него и оптимизирует свой портфель.
Компания «Биннофарм Групп» тоже оптимизировала свой портфель. Думали, что есть шансы менять ассортимент, не увеличивая количество производимых упаковок, замечает генеральный директор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов. Но, кажется, не получится. В России есть колоссальный запрос на увеличение количества упаковок. К сожалению, российская фарма оказалась к этому не готова. Сейчас приходится наверстывать.
ПСК «Фарма» ситуация на рынке заставила обратить взор на розницу. По признанию Евгении Шапиро, компания поставляла, в основном, продукцию на госторги. Но сейчас решено активно размещать свои препараты в розничной торговле. Мощностей не хватает, поэтому закупаются новые производственные линии.
Президент АО «Активный компонент» Александр Семенов утверждает, что существенные изменения стратегия претерпевает, пожалуй, только у производителей фармсубстанций. Его компания 16 лет производила их и только их. Рентабельность подобного производства снижается. И производители фармсубстанций входят в вертикально интегрированные производственные цепочки. «Активный компонент» вошел в партнерство с ЦВ «Протек». Очень важна также кооперация с химиками и производителями химической продукции. Реагенты, субстанции, интермедиаты очень дорого производить в России. Надо выбрать 60-70 самых востребованных и стратегически важных фармсубстанций и постараться наладить их производство. С ним согласен Василий Игнатьев. Он тоже считает, что следует сосредоточиться на узком перечне компонентов.

Что тормозит внедрение инноваций?

В той или иной мере проблема внедрения инноваций затрагивает всех фармпроизводителей. Генеральный директор компании «Ирвин» Михаил Степанов видит два пути ее решения:

  1. Все крупные западные компании стремятся сначала зарегистрировать свой препарат в США. Американский рынок – это 43% от мирового. Российские компании тоже могут попытаться пойти таким путем.
  2. Крупные холдинги, которые являются драйверами фармрынка, должны работать с российскими НИИ, проводить те же исследования, что проводятся на Западе, и выводить препараты на наш рынок.

Второй путь Михаил Степанов считает предпочтительным. Еще одна проблема – НДС на не зарегистрированные у нас препараты, поступающие в Россию по параллельному импорту. Участвуя в аукционах, крупные компании порой проигрывают мелким, у которых нет даже прямого контракта. Почему? Да потому, что мелкие игроки рынка работают на упрощенке, возмущается господин Степанов. И разница в НДС получается очень большая. Так что мешает убрать НДС, если не зарегистрированный в России препарат попадает в дефектурный перечень?
Импортозамещение продолжается, подключается к разговору Евгения Шапиро. Сейчас проводится большая работа по поиску инновационных разработок в России. Сформирована команда специалистов, которые смотрят, что в итоге может получиться из разработки, будет ли препарат востребован на рынке. Компания в самом начале пути. Но через год госпожа Шапиро пообещала представить уже готовую продукцию.
«Но кто заплатит за инновационные препараты? Вариантов всего два: государство или население», - вступает в дискуссию Рустем Муратов. На самом деле выкладывать большие деньги никто не готов. Потому государство может субсидировать производство конкретного препарата целиком, но тогда должен быть перечень препаратов. Другой вариант, его выбрал Китай, стимулирование внешних рынков. В России препарат продается по себестоимости или даже ниже, а зарабатывает производитель на продаже на внешних рынках. Это может сработать.
Нам крайне важно сейчас доказать врачебному сообществу и потребителям, что отечественный фармацевтический продукт качественный, эффективный и безопасный, считает Евгения Шапиро. Мы долгое время говорили об упаковках и объеме рынка, поддерживает ее Давид Мелик-Гусейнов. В коммуникации с потребителем, по его словам, не хватает эмоций. Есть цифры, упаковки, инструкции по применению, но продукцию нужно полюбить. А сделать это можно, только выстроив грамотную коммуникацию с пациентами через врачей или напрямую с потребителем.

Что год текущий нам готовит?

Год будет неоднозначным, утверждает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк и отмечает многолетний тренд на снижение потребления лекарственных препаратов в упаковках. Но данную тенденцию нельзя отнести к негативным факторам. Лидерами по употреблению в упаковках еще 10 лет назад были активированный уголь, анальгин и цитрамон. Со сменой поколений структура потребления изменилась. Население переключается на более эффективные и дорогие лекарства. И это хорошо.
Еще один тренд – изменение потребления в пользу локальных производителей. Запрет на рекламу в России и отсутствие бюджетов у западных фармкомпаний на продвижение препаратов на нашем рынке приведет к изменению структуры рынка. Локальные компании к такому сценарию готовы и наращивают объемы производства.
Первый квартал показал падение рынка на 12%. Розница упала на 18%. Но если сравнивать первый квартал 2023 года с первым кварталом 2021-го, увидим прирост розничного рынка на 14,5%. Относительно прошлого года апрель показал ровную положительную динамику. Один из факторов, который повлияет на спрос, это рост первично выявленных заболеваний. За прошлый год их выявили у 14 млн человек.
Учитывая нестабильность и непредсказуемость факторов влияния на рынок, его рост в 2023 году будет 4-8%. Вывод: фармрынок все равно остается привлекательным.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up