На инсомнию, или бессонницу (нарушение цикла «сон-бодрствование») жалуются 30-45% землян. Для 10-15% из них это очень серьезная проблема, с которой без приема лекарственных препаратов не справиться. С возрастом она усугубляется, поэтому спутником пожилых людей бессонница становится чаще, чем молодых. Что же помогает с ней справиться?
И это все - бессонница
Инсомния – это синдром, объединяющий целый ряд нарушений сна:
- трудности с засыпанием – чтобы заснуть, нужно потратить не менее получаса;
- ночные пробуждения – бодрствование ночью более получаса;
- ранние утренние пробуждения – из-за этого сон становится короче 6,5 часов, но пациент может позволить себе спать ночью достаточное количество времени.
При этом страдает качество жизни, причем очень сильно. Днем человек может испытывать раздражительность, сонливость, усталость, мышечное напряжение, становится невнимательным, хуже запоминает информацию, не может сосредоточиться. У него снижаются мотивация и инициативность.
О бессоннице говорят, если такие проблемы возникают не реже трех раз в неделю и не объясняются другим расстройством сна (апноэ, синдром беспокойных ног), рассказывает врач-невролог, заведующий кафедрой неврологии имени академика С.Н. Давиденкова СЗГМУ имени И.И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Виталий Голдобин.
Острым состояние считается, если проблемы возникли не более, чем три месяца назад, хроническим – если они длятся более трех месяцев. Если до причин докопаться не удается, бессонница классифицируется как идиопатическая.
Характерные жалобы:
- пресомнические расстройства – человек не может заснуть;
- интрасомнические – пациент просыпается ночью и долго не может снова уснуть;
- постсомнические – «Когда же этот будильник зазвонит, будь он проклят? Все равно уже не усну!» Человек просыпается в пять утра и уже больше не спит. Это изводит даже больше, чем короткий ночной сон.
Конечно, бессонница не развивается в одночасье. Сначала появляются факторы риска, но на них чаще всего не обращают внимания. Затем развиваются первые признаки нарушений, новые факторы риска. На этом этапе хорошо бы уже начать лечение, выявить и устранить новые факторы риска, но. Увы, их не всегда вовремя распознают. Часто терапию назначают уже при сочетанном проявлении нескольких патологий и поражении нескольких органов или систем организма, сожалеет эксперт.
Факторы риска
36% пациентов, по словам Виталия Голдобина, имеют одновременно больше двух заболеваний, в том числе и бессонницу как следствие соматической или психической патологии. Доктору стоит учесть, что инсомния обнаруживается:
- у 32% пациентов с ревматологической патологией;
- у 39% пациентов с сахарным диабетом второго типа;
- у 44% пациентов с артериальной гипертензией;
- у 53-90% пациентов с болевым синдромом.
Лекарственная терапия
Инсомния может стать и нежелательным эффектом лекарственной терапии. Чаще всего бессонница развивается при лечении:
- бета-адреноблокаторами – метопролол, лабеталол, пропранолол;
- ингибиторами АПФ – в редких случаях они могут вызывать сухой кашель, от которого человек будет просыпаться;
- антиаритмическими препаратами;
- психостимуляторами;
- антиастматическими препаратами;
- деконгестантами – фенилэфрин;
- кортикостероидами;
- ноотропами – пирацетам;
- ингибиторами циклооксигеназы-2 – целекоксиб, рофекоксиб.
Ревматологические заболевания
Нарушения сна описаны у более чем 75% пациентов, замечает доктор Голдобин. Проявления инсомнии во многом связаны со степенью выраженности болевого синдрома. Последний помогают убрать НПВП. Но они снижают синтез простагландинов, отвечающих не только за процесс воспаления, но и за регуляцию цикла «сон-бодрствование». Профессор Голдобин ссылается на исследования с применением полисомнографии, которые продемонстрировали, что при приеме ибупрофена время бодрствования в постели увеличивается, а продолжительность второй и третьей стадий медленного сна уменьшается.
Болевой синдром
Нарушения сна могут быть реакцией на боль, но в то же время недостаток сна сказывается на анальгетическом воздействии эндогенных (внутренних) и экзогенных (поступающих в организм извне) опиоидов. У недосыпающих пациентов обычно по визуально-аналоговой шкале в течение дня очень высокий показатель боли. Потому у пациентов с хроническим болевым синдромом нормализация сна считается одним из первых успехов. Не столько боль мешает заснуть, сколько нарушения сна способствуют возникновению хронической боли.
Расстройства сна при болевом синдроме:
- уменьшение продолжительности сна на один час;
- фрагментация сна;
- изменение архитектуры сна – трехкратная смена циклов быстрого и медленного сна (норма – 5-7 раз за одну ночь).
Боль и инсомния так сплетаются, что одно влияет на другое и усиливает его. Разорвать этот патологический клубок жизненно необходимо, считает Виталий Голдобин. Иначе боль не победить. Она влияет на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, из-за чего увеличивается уровень провоспалительных цитокинов, изменяется гормональный фон – увеличивается содержание адренокортикотропного гормона, норадреналина и кортизола. Увеличивается также уровень гистамина, нарушается баланс дофамина и серотонина. В результате баланс системы «сон-бодрствование» четко смещается в сторону системы поддержания бодрствования. Организму кажется, что так он будет легче переносить боль, но это обман, объясняет эксперт.
Обычно в подобных случаях пациенту назначают миорелаксанты и транквилизаторы. В ответ на них возникает ощущение заторможенности. Но такие лекарства могут спровоцировать апноэ во сне и вызвать фрагментацию сна, предупреждает Виталий Голдобин. Вроде человек проваливается в сон, но сон не дает ощущения отдыха.
Задавайте вопросы
Часто проблемы со сном у пациентов становятся очевидными только тогда, когда доктор задает прямой вопрос. Не спросишь – не узнаешь, так как больной считает такие нарушения само собой разумеющимися, потому и врачу о них не рассказывает, замечает профессор Голдобин.
Чтобы поставить диагноз «бессонница» достаточно задать всего два вопроса:
- Каким количеством ночей за неделю вы недовольны?
- Чем обусловлено недовольство: трудностями засыпания, ночными или преждевременными утренними пробуждениями?
Каждый ответ набирает определенное количество баллов:
- 0-2 ночи – 0 баллов, 3-7 ночей – 1 балл.
- Каждое «да» - 1 балл.
2 балла говорят о высокой вероятности инсомнии. Значит, диагноз должен быть поставлен, делает вывод эксперт.
Оставлять без внимания нарушения сна нельзя. Ведь ночной сон менее 6 часов и инсомния почти втрое увеличивают риск сахарного диабета второго типа, так как в таком случае в периферических тканях изменяется чувствительность к инсулину. А ночной сон менее 5 часов на 26% повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Методы лечения
Прежде всего в ход идут неспецифические методы лечения. Пациенту стоит рассказать, что спальня предназначена только для двух дел – сна и интимного общения. Для всего остального (работа, просмотр телевизора, прием пищи и т.д.) она под запретом.
Поведенческая и когнитивная терапия подразумевает устранение поддерживающих инсомнию факторов. У пациента следует выработать правильное представление о сне и правильное отношение к этому процессу. Со сном должны быть связаны только приятные ассоциации. Этому помогает твердый распорядок дня. Страдающего от бессонницы человека учат также использовать техники, которые перед засыпанием уменьшают внутреннее напряжение и тревогу.
Если у пациента имеется сопутствующее заболевание, стоит пересмотреть назначенную ему лекарственную терапию. Надо учитывать, что, скажем, использование антидепрессантов может усилить синдром беспокойных ног, а это усугубит проявления бессонницы.
Чтобы не допустить развития острой инсомнии в хроническую, используются:
- антагонисты Н1-гистаминовых рецепторов – влияют на регуляцию уровня возбуждения и режимов сна и бодрствования, увеличивают длительность и качество сна, не нарушая его структуру. Не возникают лекарственная зависимость от них и синдром отмены;
- препараты мелатонина и триптофана,
- антидепрессанты с седативным действием,
- нейролептики,
- противоэпилептические средства.
«Бессонная» статистика
Отдельный симптом инсомнии встречается у 33-50% населения. Вероятность бессонницы у лиц с различными заболеваниями, психическими расстройствами или болевыми синдромами составляет 50%. Пресомнические расстройства встречаются у 52% людей среднего возраста и у 72% пожилых. 72% таких больных лечатся самостоятельно. Считают, что такова судьба, надо просто перетерпеть или что-то придумать. Чаще всего такие попытки «что-то придумать» оказываются безуспешными.