Пятница, 20 сентября 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Принципы, заложенные с детства

freepik
Фото: freepik

Председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН, доктор фармацевтических наук Светлана Владимировна Кононова была нашим постоянным экспертом по вопросам организации фармацевтической помощи. Сегодня она тоже выступает в качестве эксперта, но в иной сфере: она говорит о жизненных обстоятельствах, сформировавших ее личность и профессионализм.

От азов к вершинам

До сей поры я крайне редко обращалась к прошлому. Для меня всегда была важна направленность на движение вперед в фармацевтической профессии. Но сейчас понимаю, что пришло время обратить внимание на то главное, что позволило мне сформироваться как человеку и специалисту.
Мои трудовые будни начались в июле 1964 года с должности старшего фармацевтического инспектора Нижегородского областного фармацевтического управления. В этой организации я проработала до 2003 года, причем начиная с 1994 года была ее начальником. Следующий этап, хоть и недолгий, но значимый – помощник министра здравоохранения Нижегородской области. Когда в НижГМА был создан фармацевтический факультет (2004 г.), меня пригласили его возглавить. В 2017 году я с должности декана ушла, но до 2021 года продолжала заведовать кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, а до 2022 года работала на должности профессора этой кафедры. До настоящего времени являюсь экспертом образовательного центра «Провизор-24».

И библиотека, и аптека

А начиналось все в далеком детстве. Маме и моему любимому дедушке Павлу удалось привить мне не просто любовь, а настоящую страсть к чтению. В моем полном распоряжении находилась обширная сельская библиотека, которой могли бы позавидовать некоторые городские.  С юных лет остались любимыми произведения Пушкина, Тургенева, Гайдара.  А больше всего мне нравилось читать словари русского языка. Библиотека стала для меня вторым домом, я ходила туда постоянно, несмотря на качество сельских дорог.
Больше всего мне хотелось скорее вырасти для конкретной цели – лечить людей. Я много времени проводила на фельдшерско-акушерском пункте, которым руководила мама. Там же находился и аптечный пункт. Моя мама была «главным медицинским светилом» и «профессором от медицины и фармации» для жителей как нашего села, так и всей округи. Понятия «рабочий день» для нее не существовало, так как помощь могла понадобиться когда угодно.
Ночные вызовы к больным были для меня чем-то таинственным и даже ритуальным. Стук в дверь или окно: иногда тихий, иногда громко-тревожный. Мама бесшумно идет к двери, никогда не спрашивая, кто. Открывает и, слушая вошедшего, так же бесшумно собирается и уходит. Зачастую уезжает на лошади. А мы с папой ждем, когда она вернется.
Я в детстве видела себя врачом, играла в прием больных. Любила мыть множество «врачебной» посуды. Меня очень интересовали лекарства. Лет с пяти я начала «проверять» правильность написания на лекарственных препаратах и условия хранения. Стала учить названия лекарств и от каких болезней они нужны. Конечно, вся моя «фармацевтическая и медицинская деятельность» проводилась под контролем мамы и акушерки ФАПа. Все это было еще до школы.

Уроки этики и целеполагания

Весь школьный период мне было разрешено «работать» в фельдшерском пункте. Это стало частью моей жизни. Я научилась любить больных, а с некоторыми – даже вместе плакать. И, наверное, именно тогда я начала иначе смотреть на жизнь. Постепенно поняла, что жизнь не может быть только хорошей или только плохой. Это понимание во многом помогло изменить отношение к себе, к людям, к сотрудникам, к профессионалам, к деятельности коллег. Я стала четче определять свои цели.
По счастью, мне попалась книга Бенджамина Франклина «Воспоминания», где изложена разработанная им пирамида достижения целей. Она включает несколько этапов:

  1. Определение глобальной жизненной ценности.
  2. Выбор достойной цели.                           
  3. Составление генерального плана достижения цели.                                                 
  4. Составление долгосрочного промежуточного плана.                                                
  5. Составление краткосрочного плана.        
  6. Составление плана на каждый день.

Цели должны определяться глобальными жизненными ценностями, иначе их достижение теряет смысл. Выполняя каждый день какие-то действия, важно прислушиваться к этому камертону: как связаны эти дела с главной ценностью. Приближаемся мы к ней или отдаляемся. Такой подход стал для меня основополагающим. Помогает мне до сих пор.

(Продолжение следует.)

Светлана Кононова

Светлана Кононова

Эксперт

Профессор кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up