Председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН, доктор фармацевтических наук Светлана Владимировна Кононова была нашим постоянным экспертом по вопросам организации фармацевтической помощи. Сегодня она тоже выступает в качестве эксперта, но в иной сфере: она говорит о жизненных обстоятельствах, сформировавших ее личность и профессионализм.
От азов к вершинам
До сей поры я крайне редко обращалась к прошлому. Для меня всегда была важна направленность на движение вперед в фармацевтической профессии. Но сейчас понимаю, что пришло время обратить внимание на то главное, что позволило мне сформироваться как человеку и специалисту.
Мои трудовые будни начались в июле 1964 года с должности старшего фармацевтического инспектора Нижегородского областного фармацевтического управления. В этой организации я проработала до 2003 года, причем начиная с 1994 года была ее начальником. Следующий этап, хоть и недолгий, но значимый – помощник министра здравоохранения Нижегородской области. Когда в НижГМА был создан фармацевтический факультет (2004 г.), меня пригласили его возглавить. В 2017 году я с должности декана ушла, но до 2021 года продолжала заведовать кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, а до 2022 года работала на должности профессора этой кафедры. До настоящего времени являюсь экспертом образовательного центра «Провизор-24».
И библиотека, и аптека
А начиналось все в далеком детстве. Маме и моему любимому дедушке Павлу удалось привить мне не просто любовь, а настоящую страсть к чтению. В моем полном распоряжении находилась обширная сельская библиотека, которой могли бы позавидовать некоторые городские. С юных лет остались любимыми произведения Пушкина, Тургенева, Гайдара. А больше всего мне нравилось читать словари русского языка. Библиотека стала для меня вторым домом, я ходила туда постоянно, несмотря на качество сельских дорог.
Больше всего мне хотелось скорее вырасти для конкретной цели – лечить людей. Я много времени проводила на фельдшерско-акушерском пункте, которым руководила мама. Там же находился и аптечный пункт. Моя мама была «главным медицинским светилом» и «профессором от медицины и фармации» для жителей как нашего села, так и всей округи. Понятия «рабочий день» для нее не существовало, так как помощь могла понадобиться когда угодно.
Ночные вызовы к больным были для меня чем-то таинственным и даже ритуальным. Стук в дверь или окно: иногда тихий, иногда громко-тревожный. Мама бесшумно идет к двери, никогда не спрашивая, кто. Открывает и, слушая вошедшего, так же бесшумно собирается и уходит. Зачастую уезжает на лошади. А мы с папой ждем, когда она вернется.
Я в детстве видела себя врачом, играла в прием больных. Любила мыть множество «врачебной» посуды. Меня очень интересовали лекарства. Лет с пяти я начала «проверять» правильность написания на лекарственных препаратах и условия хранения. Стала учить названия лекарств и от каких болезней они нужны. Конечно, вся моя «фармацевтическая и медицинская деятельность» проводилась под контролем мамы и акушерки ФАПа. Все это было еще до школы.
Уроки этики и целеполагания
Весь школьный период мне было разрешено «работать» в фельдшерском пункте. Это стало частью моей жизни. Я научилась любить больных, а с некоторыми – даже вместе плакать. И, наверное, именно тогда я начала иначе смотреть на жизнь. Постепенно поняла, что жизнь не может быть только хорошей или только плохой. Это понимание во многом помогло изменить отношение к себе, к людям, к сотрудникам, к профессионалам, к деятельности коллег. Я стала четче определять свои цели.
По счастью, мне попалась книга Бенджамина Франклина «Воспоминания», где изложена разработанная им пирамида достижения целей. Она включает несколько этапов:
- Определение глобальной жизненной ценности.
- Выбор достойной цели.
- Составление генерального плана достижения цели.
- Составление долгосрочного промежуточного плана.
- Составление краткосрочного плана.
- Составление плана на каждый день.
Цели должны определяться глобальными жизненными ценностями, иначе их достижение теряет смысл. Выполняя каждый день какие-то действия, важно прислушиваться к этому камертону: как связаны эти дела с главной ценностью. Приближаемся мы к ней или отдаляемся. Такой подход стал для меня основополагающим. Помогает мне до сих пор.
(Продолжение следует.)
Профессор кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕНСветлана Кононова