Пятница, 19 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

В семье - первоклассник!

freepik
Фото: freepik

Начало учебы в школе – важное событие не только для самих первоклассников, но и для их родителей. С первых школьных дней ребенку приходится привыкать к новому распорядку дня и новым обязанностям, а родители беспокоятся о том, насколько успешно пройдет у него адаптация к школьной жизни, возросшим нагрузкам и новым требованиям, потому что от этого зависит не только дальнейшая успеваемость школьника, но формирование его как личности. Как помочь ребенку безболезненно расстаться с беззаботным детством и успешно перейти на новую ступеньку его жизни – период учебы и получения знаний?

Наш эксперт – семейный психолог, психолог-консультант ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Ирина Гаврилова

Родителям важно понимать, что начало учебы в школе является переломным периодом в жизни каждого ребенка. На смену беззаботным играм приходят обязательные ежедневные занятия, появляются новые обязанности, ребенку предстоит адаптироваться к новому окружению, новым требованиям, новому распорядку дня. Адаптация к учебной деятельности протекает медленно и полностью заканчивает формироваться ближе к окончанию начальной школы.  Учеба в школе требует от ребенка усидчивости, внимательности, сосредоточенности и умения сохранять правильную рабочую позу на протяжении длительного времени. Для ребенка 6–7 лет выполнение таких требований является достаточно сложной задачей: исследования показали, что трудности с адаптацией к школьной жизни испытывают от 20 до 60% (в зависимости от типа школы) первоклассников. Чтобы облегчить ребенку процесс адаптации к школьной жизни и помочь ему быстрее освоиться в новых условиях, родители могут взять на вооружение следующие рекомендации.

Совет первый: поддерживать у ребенка интерес к учебе

Практически все дети дошкольного возраста очень хотят пойти в школу, хотят быстрее расти и взрослеть, поэтому изначально интерес к учебе у первоклассников бывает очень высокий. Но с началом ежедневных школьных занятий каждый ребенок сталкивается с определенными сложностями: необходимо спокойно сидеть на месте во время долгих уроков, концентрировать свое внимание на учебе, сосредоточенно выполнять задания, стараясь не допускать ошибок. В начале учебы каждому первокласснику бывает трудно соответствовать всем тем новым требованиям, которые предъявляет школьная жизнь. Это существенно снижает интерес к учебе, но родители могут помочь ребенку с самого начала школьной жизни сохранить интерес к учебному процессу, урокам и школьному обучению в целом.
Помните, что учебный процесс не должен вызывать у вашего ребенка негативных эмоций. Для поддержания интереса к учебе и школьной жизни не следует ругать ребенка за что-либо, связанное со школой, особенно в первые месяцы учебы. Желательно полностью отказаться от манипуляций типа «пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь» - подобные заявления могут снизить интерес к учебе или вовсе его отбить. И ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с кем-либо в его классе или окружении - лучше обратите внимание на его личные успехи и достижения: «Я радуюсь твоим успехам!» А если у ребенка что-нибудь сразу не получается, окажите ему поддержку и проявите уверенность, что у него все получится.
Проявляйте искренний интерес к школьной жизни своего ребенка, интересуйтесь тем, какие взаимоотношения у него с одноклассниками, с кем он дружит, способствуйте развитию у ребенка коммуникативных навыков. Для младших школьников важно быть принятым коллективом: социальное благополучие оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность школьника. Если родители будут проявлять интерес к учебе и школьной жизни своего ребенка, это будет дополнительным стимулом для поддержания у него интереса к учебному процессу.

Совет второй: организовать процесс выполнения домашних заданий

Для успешной адаптации к школьной жизни родители могут помочь юному школьнику организовать процесс выполнения домашних заданий. Нельзя забывать о том, что для ребенка учеба является совершенно новым, незнакомым процессом, поэтому родителям с первых школьных дней важно приучить его выполнять все правильно и в определенной последовательности: сесть прямо, открыть тетрадь, взять ручку, написать число… Обязательно хвалите ребенка за успехи и никогда не ругайте и не проявляйте недовольства, если он сделал ошибку или у него что-то не получается.
Важно помнить, что в начальных классах на выполнение домашних заданий должно уходить около полутора часов. В первые дни учебы родителям рекомендуется сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий, но при этом не делать за него уроки и не подсказывать ему: задача взрослого заключается в том, чтобы мотивировать ребенка, подбадривать его, помогать ему усидеть на месте и сфокусироваться на задании. Это особенно важно, если первокласснику всего 6 лет: из-за возрастных особенностей детского организма 6-летним малышам бывает особенно трудно сконцентрировать внимание на учебе и удерживать его хотя бы на время уроков.
Отдельной проблемой у современных детей являются гаджеты: запрещать их нельзя, но нужно объяснить ребенку, что они могут отвлекать его от задания, поэтому на время выполнения домашних заданий необходимо отложить их в сторону.

Совет третий: соблюдать режим дня младшего школьника

Соблюдение режима дня необходимо школьникам любого возраста, а для первоклашек режим дня и полноценное питание является важнейшим фактором для успешной адаптации к процессу учебы и школьной жизни. При полноценном питании и соблюдении режима дня ребенок будет не только меньше уставать, но и меньше болеть, поэтому будет меньше пропускать занятия в школе, и учиться ему будет легче.
Для полноценного ночного отдыха первоклассникам рекомендуется ложиться спать не позднее 21 часа. Желательно, чтобы ночной сон первоклассника продолжался 9–10 часов. В выходные дни режим ребенка претерпевает изменения, но пробуждение и отход ко сну меняться не должны. Кроме этого, в распорядке дня необходимо выделять не менее полутора часов для ежедневных прогулок на свежем воздухе, так как дети младшего школьного возраста являются очень подвижными, и у них есть острая потребность компенсировать долгое сидение за уроками двигательной активностью. Родителям важно помнить, что первоклассники – пока еще маленькие дети, и у них сохраняется потребность в игровой деятельности, поэтому им обязательно нужно каждый день оставлять немного времени для игр.

Совет четвертый: не требовать от первоклассника блестящих результатов с первых дней учебы

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым успешным, умным и талантливым, поэтому взрослые очень часто предъявляют к малышам завышенные требования. В первые дни учебы в школе родители не должны ждать от первоклассника каких-то невероятных успехов или особых достижений. Важно помнить, что главная задача первоклассника заключается в том, чтобы освоить непосредственно процесс учебы: как правильно сидеть за партой, как пользоваться учебником, как запоминать новый материал, как выполнять задания, как повторять пройденное. Правильное освоение этих навыков поможет поддерживать у ребенка желание учиться и интерес к школьной жизни в целом. Родители должны поддерживать первоклассника в этот сложный для него переходный период от беззаботного детства к школьным обязанностям, быть терпеливыми и внимательными, хвалить за успехи и достижения, ни в коем случае не ругать за ошибки и не проявлять недовольства, если у ребенка что-то не получается. В этот сложный период ребенок очень нуждается в вашей любви и поддержке. Если родители проявят такт и терпение и помогут своему первокласснику адаптироваться к новым требованиям и школьной жизни в целом, то в будущем он обязательно порадует близких своим успехами и достижениями в учебе.

Исследования показали: 56% первоклассников адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения, 30% привыкают к школьным требованиям только к концу первого полугодия учебы, а 14% испытывают значительные трудности с социально-психологической адаптацией: они отличаются плохим поведением, проявляют негативные эмоции и не усваивают учебную программу (то есть проявляют школьную дезадаптацию).

Ирина Гаврилова

Ирина Гаврилова

Эксперт

Семейный психолог, психолог-консультант ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up