Суббота, 13 августа 2022
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос

Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод

   

Как добиться повышения?

Legion-Media
Фото: Legion-Media

Многие рядовые сотрудники втайне мечтают о повышении, но не решаются признаться в этом даже самим себе. Именно поэтому так и остаются рядовыми, в то время как начальство всегда повышает других – зачастую менее талантливых и профессиональных претендентов.

 

Как же решиться на разговор с руководителем о повышении и добиться своего – особенно, если есть подходящая вакансия, которую вам, как обычно, не предлагают? 

Рекомендации дает наш эксперт – социальный и организационный психолог Елена Шпиз.

 

Если не знаете, как решиться на разговор о повышении, поскольку убеждены, что начальник все равно откажет вам в назначении на престижную должность, отриньте сомнения – действительно, откажет. Собственно, он потому и не предлагает вам вакансию, что не рассматривает вас в качестве того, кто мог бы ее занять. Вспомните фильм «Служебный роман», главный герой которого оказался ровно в такой ситуации: объективно соответствовал освободившейся руководящей позиции, однако начальница, от которой зависело назначение, воспринимала его исключительно как офисный планктон.

Рекомендация: Если претендуете на престижную должность, начните проявлять качества, которые ей соответствуют – инициативность, креативность, способность решать организационные проблемы и не пасовать в переговорах с вышестоящими лицами.

 

Если пасуете, значит, время менять статус еще не пришло, однако настал момент задуматься, откуда берутся ваши сомнения: вы боитесь ответственности? не умеете выстаивать конструктивные коммуникации с сотрудниками? вам не достает авторитета в глазах коллег? не владеете механизмами управления?..

Создайте свой «ресурсный лист». Возьмите лист бумаги и выпишите в три колонки свои: 

  • реальные профессиональные достижения;
  • сильные ресурсы (способности, знания, навыки, умения);
  • слабые стороны (мешающие реализации ваших возможностей: агрессивность, несдержанность, излишняя эмоциональность, потребность говорить правду-матку, тенденция сначала говорить, потом думать, и т.д.).

Данная практика эффективно способствует формированию адекватной самооценки. В результате вы либо уверенно отправитесь в кабинет к руководителю, либо отложите разговор о повышении до того момента, когда будете реально к нему готовы.

Рекомендация: Чтобы оценивать ситуацию объективно, научитесь абстрагироваться от эмоций и самокопания, часто приводящего к самоуничижению. Эффективный способ останавливать саморефлексию – зрительно представлять свой «ресурсный лист»: мысленно визуализировать свои достижения и сильные стороны.

 

Возьмите под контроль динамику ваших ресурсов и слабых сторон, а также фиксацию новых достижений, возможностей и препятствий.  

Рекомендация: В первую очередь, анализируйте динамику слабых сторон, поскольку, даже при росте сильных, они могут в ответственный момент сыграть роковую роль.

 

Рекомендация: Если не хотите быть инициатором переговоров о повышении, постарайтесь сделать так, чтобы уважаемый вашим руководителем сотрудник посоветовал ему предложить появившуюся вакансию именно вам.

К разговору по поводу повышения очень важно относиться как к переговорам, а не как к просьбе. Тот, кто просит, автоматически ставит себя в невыгодную зависимую позицию. Другое дело, когда вы идете к человеку с целью не только что-то получить, но и предложить что-то взамен. Тогда независимо от разницы в статусах в моральном смысле вы и руководитель достигаете психологического равновесия: внешне продолжаете сохранять дистанцию, но в реальности начинаете обоюдно контролировать процесс переговоров. 
Чтобы избежать волнения на переговорах о повышении, подходите к ним как к рациональному обмену, в котором ваши с руководителем взаимные выигрыши будут явно превышать издержки.

Рекомендация: Во время переговоров имеет смысл опираться только на обмен ценностями между вами и руководителем.

Исходите из того, что любое взаимодействие «руководитель-подчиненный» предполагает взаимный обмен не только ценностями (выигрышами, вознаграждениями), но и издержками. К примеру, руководитель платит вам высокую зарплату и ценит вас – это ваши выигрыши, но при этом часто подвергает вас прилюдной критике, потому что считает, что таким образом держит вас в узде и ставит на место – это ваши издержки. Или другой пример: с одной стороны, вы блестяще выполняете свою работу – это выигрыш для вашего руководителя, но с другой, отличаетесь сложным характером и часто вступаете в конфликты – это издержки для руководителя.

Соответственно, перед переговорами необходимо проанализировать баланс обмена между вами и руководителем с таким расчетом, чтобы максимально повысить выигрыши начальника и снизить его издержки.

 

Рекомендация: 1. Перед переговорами четко сформулируйте для себя, какие именно выигрыши может получить руководитель от вашего повышения, и продумайте, как донести до него эту информацию лаконично и ненавязчиво. К примеру, можете сказать, что готовы работать сверхурочно в рабочие дни и помогать сотрудникам в выходные, пока не наладится рабочий процесс.

2. Постарайтесь заручиться поддержкой коллег. Дайте им понять, что всегда сможете довести до внимания руководителя их пожелания и решить возникающие проблемы.

Принципы, описанные выше, соответствуют психологической интерпретации математической теории игр и предполагают анализ:

  • всех возможных линий поведения участников переговоров;
  • всех возможных вознаграждений и издержек обоих участников в результате успешного исхода переговоров.

 

Рекомендация: Взвесьте свои возможные издержки в случае повышения и продумайте стратегии поведения, способствующие их снижению. Взвесьте также свои возможные выигрыши в случае повышения и продумайте стратегии поведения, способствующие их максимальному получению.

К примеру, вы знаете, что придется существенно больше времени проводить на работе, но, возможно, это позволит вам совмещать работу с учебой, проводить научные исследования на практике и т.д.

 

Необходимо продумать стратегию и весь сюжет переговоров: начало, содержательную часть, завершение.

Начало разговора – момент настройки. Ваша задача – заинтриговать руководителя. Как вариант - фразой: «Василий Васильевич, у меня к вам интересное предложение…» Если увидите, что ваше заявление вызвало любопытство, выдержите небольшую паузу. Затем спросите: «Вы разрешите присесть?» Если разрешат, присядьте таким образом, чтобы ваша поза была уверенной, но максимально корректной: не кладите ногу на ногу и локти на стол; старайтесь, чтобы расстояние между вами было комфортным: не слишком большим, но и не нарушало личного пространства. Сильно паузу не затягивайте – покажите, что цените время руководителя. Уверенно переходите к содержательной части: «Василий Васильевич, я бы хотел предложить свою кандидатуру на открывшуюся у нас вакансию такую-то…» Если поначалу реакция будет негативной, будьте к этому готовы и не переживайте. Вы ведь точно знаете, что хотите предложить, а руководитель данной информацией не обладает. Внимательно выслушайте начальника и не перебивайте, не пытайтесь спорить, даже если вас заденет откровенная несправедливость. А когда он закончит мысль, начните ответ с обратной связи в таком контексте: «Я прекрасно понимаю ситуацию…» Такая форма, лишенная конкретики, позволяет избежать противоречия даже при отсутствии согласия с оппонентом. Далее также старайтесь избегать спора и исключайте предлог «но», который часто срабатывает как скрытый триггер отрицательной реакции руководителя; заменяйте «но» на «и» и любые другие положительные связки. Для примера сравним два варианта возможной фразы. Вариант 1: «Я прекрасно понимаю ситуацию, но, со своей стороны, хочу предложить то-то и то-то…» Вариант 2: «Я прекрасно понимаю ситуацию, и именно поэтому хочу со своей стороны предложить то-то и то-то…» И предлагайте что-то конкретное, в чем руководитель откровенно заинтересован.

Рекомендация: В случае успешного для вас хода переговоров, завершите их заключением нового психологического трудового контракта с руководителем, т.е. четко согласуйте ваши с ним новые взаимные ожидания и обязательства друг перед другом.

 

Елена Шпиз

Елена Шпиз

Эксперт

Социальный и организационный психолог

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up