Четверг, 22 февраля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО

freepik
Фото: freepik

В минувшем году разразилось несколько громких скандалов по поводу недобросовестного инфобизнеса, когда клиенты ждали обещанного результата, но так и не получили его, заплатив немалые деньги. К сожалению, аналоги «инфоцыганства» глубоко обосновались и в сфере последипломного фармацевтического образования.

Наш эксперт –  ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

Для чего огород городился

Давайте начнем с простого вопроса. Зачем провизору, фармацевту, врачу или любому другому медицинскому работнику постоянно повышать свою профессиональную квалификацию? Диплом, подтверждающий знания, имеется. А у многих за плечами еще и интернатура, ординатура, переподготовка… Для чего тогда курсы, вебинары, конференции et cetera?
Казалось бы, ответ очевиден. Отрасль развивается стремительно, и без актуальных знаний о новейших эффективных препаратах профессионал теряет право называться профессионалом.
Следующий вопрос: какую информацию и в каком объеме необходимо доносить в рамках системы НМиФО?
Если во главу угла поставить логику социальной и клиенто(пациенто)ориентированной стратегии здравоохранения, то приоритет должен отдаваться эффективности лечебного процесса за счет использования безопасных методов, имеющих фармакоэкономические преимущества.
Поясню, что фармакоэкономический анализ предполагает взаимодополняющую комплексную оценку фармакотерапевтической (быстрое достижение результата) и экономической эффективности (затраты на курс лечения и др.). Пора осознать, что формальная сравнительная ценовая оценка упаковки аналогичных препаратов бессмысленна. Например, упаковка с 60 таблетками панкреатина 30 ЕД стоит 60 руб., а упаковка из 50 таблеток креона 10 000 ЕД стоит 650 руб. С позиции целей лечения и оценки эффективности затрат их сравнивать абсурдно.
Современный фармацевтический специалист обязан знать о современных лекарственных препаратах три ключевые позиции:

  • насколько они безопасны;
  • насколько они соответствуют критериям доказательной медицины;
  • насколько они характеризуются показателями фармакоэкономической эффективности.

Эти три критерия имеет смысл считать «эталонным подходом» к повышению квалификации в сфере лекарствоведения.
К сожалению, в практике НМиФО очень часто информация о новых препаратах преподносится в виде завуалированной рекламы. В качестве рекомендаций по фармконсультированию нередко происходит навязывание приемов манипулирования по продвижению высокомаржинального ассортимента. То есть образовательная организация вместо объективной сравнительной информации предлагает сведения от фармпроизводителей и наверняка не безвозмездно. Тогда вопрос: чем подобная образовательная организация отличается от «инфоцыган»?

Кому на пользу «полезные советы»

Указанная проблема настолько дискредитирует систему НМиФО, что некоторые его участники выступили с инициативой отделить достойных от недостойных. Так, на сайте ФЦ «Знание» я прочел статью «Как фармспециалисту обучаться без обмана» с рекомендациями по защите от инфомошенников. Но эти «полезные советы» вызвали у меня полное недоумение.
Первый совет – проверить наличие лицензии у образовательной организации, так как «лицензию можно получить, только если программы курсов разработаны на основании методических рекомендаций Минобразования».
Это не так. В Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020) не предусмотрено требований относительно методических рекомендаций Минобразования. Более того, таких нормативных рекомендаций не существует. Наоборот, статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» дает право образовательной организации самой разрабатывать и утверждать учебные программы.
Следующий совет касается изучения отзывов на сайтах и в соцсетях. Пожалуй, соглашусь. Огромное количество однотипных, словно под копирку написанных позитивных отзывов на все мероприятия – это действительно настораживающий фактор.
Затем предлагается обратить «внимание на автора (лектора курса) – соответствуют ли его образование и карьерный опыт теме обучения?» Я бы порекомендовал прежде всего обратить внимание на автора с точки зрения возможного конфликта интересов. Если лектор связан с фармацевтической компанией, то о какой объективной учебной информации может идти речь?
Далее идет фраза, в которой лукаво все: «наличие курса на портале НМиФО – показатель того, что его содержание было проверено и одобрено специальным государственным органом, Советом НМО». На самом деле наличие курса на портале НМиФО не является нормативно обязательным. Совет НМО – не государственный орган. И он не оценивает содержание курса. Его задача, в соответствии с п. 9.1 Порядка включения ДПП в список программ интернет-портала НМиФО,  – проверить соответствие целевых установок курса имеющимся профессиональным стандартам. То есть контроль осуществляется по чисто формальному признаку. Наличие или отсутствие курса на портале НМиФО ничего не говорит о его реальной информационной ценности.
Были ли подобные «полезные советы» продиктованы профессиональной некомпетентностью или осознанным намерением ввести в заблуждение? Пусть это останется на совести авторов.

Как навести порядок

Основной корень зла в проблеме некачественных образовательных продуктов в системе НМиФО кроется в большей степени в конфликте интересов, возникающем из-за «сращивания» образовательных организаций (провайдеров) с фармацевтическими компаниями.
Формально профессиональные конференции или обучающие вебинары проводятся для специалистов бесплатно, что привлекает многих. Но ангажированность легко диагностируется по подмене комплексного анализа фармакотерапевтической группы рассказом о двух-трех препаратах одного производителя.
Как уйти от порочной практики скрытого продвижения лекарств через систему НМиФО? На мой взгляд, необходимо реализовать три вещи:

  1. Развернуть систему НМиФО в сторону клиенто(пациенто)ориентированности. Важно, чтобы медицинские и фармацевтические специалисты получали информацию о реальных преимуществах и недостатках препаратов в лечебном процессе на фармакоэкономических принципах.
  2. Вернуться к изначальным принципам аккредитации: реальной оценке профессиональных компетенций и уйти от бумажного характера допуска к фармацевтической деятельности.
  3. Самое сложное, но крайне необходимое условие, – переформатирование мотивационной системы всего аптечного бизнеса. Пока аптека будет заинтересована в продаже высокомаржинальных позиций, она будет игнорировать клиенто(пациенто)ориентированность всеми возможными способами. Если государство заинтересовано в социальной направленности фармбизнеса, то необходимо поставить ценообразование аптечной услуги в зависимость от реальных трудозатрат, то есть от реализации единиц фармацевтической продукции. Тогда аптека станет мотивирована на объем и качество услуг, а не на повышение стоимости среднего чека. Да, это непростая, но вполне решаемая задача. Подобный опыт есть во многих странах мира, в частности в Германии.

Выполнив эти условия, мы сможем выйти на качественно иной уровень оказания лекарственной помощи вообще и последипломного образования в частности.

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up