Среда, 24 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Инсульт и когнитивные нарушения

freepik
Фото: freepik

Несмотря на профилактику и внедрение новых пероральных антикоагулянтов количество инсультов не уменьшается. А значит, растет число людей, которые после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) не могут обходиться без посторонней помощи. Как им помочь?

Конечно, лучшей профилактикой будет предотвращение развития факторов риска. Но вряд ли это намерение превратится в реальность. Потому врачи обращают внимание как на недопущение самого инсульта, так и на лечение заболеваний, которые способствуют его развитию. Ведь сосудистые нарушения могут возникать задолго до первого крупного инсульта. Очень часто ОНМК предшествуют хронические цереброваскулярные заболевания (ХЦВЗ) и транзиторные ишемические атаки. В результате развиваются когнитивные нарушения, которые приводят к когнитивной деградации в течение 1-6 месяцев после первого же крупного ишемического инсульта. 

Десять факторов риска

К развитию инсульта приводят те же самые процессы, которые способствуют возникновению ХЦВЗ. Их ключевой симптом – сосудистые когнитивные расстройства. Их провоцируют: артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, фибрилляция предсердий, нарушение коагуляции, хроническая болезнь почек, остеоартроз, эндотелиальная дисфункция, сердечная недостаточность.
На фоне терапии сахарного диабета часто развиваются обратимые нарушения:

  • гипотериоз,
  • дефицит витамина В12,
  • тревожные депрессивные расстройства.

Как только их выявили, необходимо начинать лечение, предупреждает руководитель отдела профилактики когнитивных и психоэмоциональных нарушений НМИЦ ТПМ, доктор медицинских наук Вероника Шишкова. Если МРТ не обнаружила признаков поражения мозга, упор делается на обучение и тренинги. При обнаружении сосудистых очагов необходимо назначать лекарственные препараты. Основное внимание следует обратить на активацию холинергических процессов. Медикаментозная терапия должна быть длительной.
Но даже такая профилактика не дает никаких гарантий. Потому родственникам больного надо понимать, что инсульт может все равно произойти. И не всегда он бывает первым и последним. Если человек выжил, высоки шансы получить повторное ОНМК. Оно развивается по тем же механизмам, что и в первый раз. В любом случае восстановление пациента требует очень серьезных усилий как от врача, так и от самого больного и его близких.

Оцениваем потери

Чтобы разработать эффективный план нейрореабилитации, прежде всего требуется понять, какие функции утеряны и в какой степени. Для оценки когнитивных нарушений реабилитологи используют монреальскую шкалу и шкалу Вассермана. Первая касается когнитивных функций в целом, вторая определяет степень выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга.
Монреальская шкала оценивает внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, язык, абстрактное мышление, счет и ориентацию в пространстве. На опрос надо потратить всего 10 минут. Максимальное количество баллов – 30, нормальным считается 26 и больше.
Шкала Вассермана предназначена для логопедов и оценивает речевую функцию. Опрос проводится в течение нескольких дней. Легкой степени дизартрии (нарушению речи, которое возникает из-за органической патологии нервной системы и характеризуется затруднением произношения, искажением слов или отдельных звуков) соответствует результат до 20 баллов, средней степени – 20-40 баллов, грубым нарушениям – более 40 баллов. 
Самое тяжелое, что может произойти после инсульта – это частичная или полная утрата речи, иными словами, афазия. Она складывается из четырех «трудно»: трудно говорить, понимать, читать и писать. Из-за потери указанных навыков врачу очень сложно общаться с пациентом и вообще с ним контактировать, говорит Вероника Шишкова.  Существует динамика афазии во времени. Бывает, что речь, утерянная в остром периоде, потом сама собой восстанавливается. Но важно помнить: если в течение первых трех месяцев речевые функции не вернулись, вряд ли они вернутся позже. У человека возникает стойкое афатическое состояние. Потому не ждите, когда все восстановится само собой, лучше потратьте эти три месяца на специальные занятия и тренинги.
Если в течение первых трех месяцев речевые функции не вернулись, вряд ли они вернутся позже. У человека возникает стойкое афатическое состояние. Не ждите, когда все восстановится само собой, а потратьте эти три месяца на специальные занятия и тренинги

Нейрореабилитация

В 2006 году ВОЗ поставила перед врачами задачу: более 70% выживших после инсульта за три месяца должны стать полностью независимыми в повседневной жизни. Так как пациент, переживший ОНМК, испытывает болевой синдром, частично или полностью утратил моторные и когнитивные функции, подвержен тяжелой депрессии, его реабилитация требует усилий многих специалистов. Она подразумевает ЛФК, массажи, занятия с нейропсихологом, логопедом. В комплекс постинсультной реабилитации входят не только нейромоторные тренинги, но и музыкальные занятия, групповая терапия. И проходить они должны на фоне базовой терапии.
Особое внимание при медикаментозном лечении уделяется использованию ноотропных и нейропротекторных препаратов, сообщает Вероника Шишкова. Они улучшают обмен информацией между полушариями головного мозга, стимулируют передачу возбуждения в центральных нейронах, улучшают церебральный кровоток. Среди таких препаратов – пирацетам, тиотриазолин, тиоцетам, ноотропил, церебролизин, луцетам. Активно применяются и препараты других групп, например, мемантин, кавинтон.
Две трети пациентов сталкиваются с постинсультной депрессией. Так как у них и без того множество сопутствующих патологий, выбираются препараты с минимумом побочных эффектов. Обычно это селективные ингибиторы обратного захвата серотонина паксил, прозак, феварин и ипидакрин, который воздействует также на память.

Инструкции для домашнего применения от Вероники Шишковой

Дома больному после инсульта необходимо хорошее освещение. И главное – порядок. Вещи надо складывать в одно и то же место. Уберите хлам и то, что не требуется каждый день.
Можно использовать гаджеты, но не для сидения в чатах или прочтения новостных лент. Установите в них напоминания, когда надо принять лекарство, почитать книгу, пойти погулять и т.д.
Специалисты также советуют составить расписание, что и когда делать. Дела должны располагаться по степени важности. В списке должно быть не более одного важного мероприятия в день.
Объясните выздоравливающему родственнику, что подвигов от него никто не требует, но что-то важное для здоровья надо делать ежедневно.
Давайте выздоравливающему небольшие поручения: сложить белье в стопку, отнести в шкаф. Это поможет снизить ситуационную тревожность, человек почувствует себя нужным и способным что-то делать.
То, что человек может делать сам, он должен выполнять без посторонней помощи. Гиперопека не нужна. Она закроет человека в кокон болезни и не даст оттуда выйти.
Обеспечьте общение. Зовите родственников, друзей в гости, чтобы они пообщались с перенесшим инсульт. Общение должно быть благожелательным.
Обязательно благодарите своего подопечного за все, что он делает. Не отталкивайте, если он предлагает свою помощь. Необходимо поощрять любое проявление его активности. Это станет мощным стимулом к дальнейшему восстановлению.
Никогда не сравнивайте состояние до и после инсульта. Ваш девиз: сегодня получилось лучше, чем вчера. Только так можно шаг за шагом продвигаться к выздоровлению.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up