Пятница, 26 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Не хочу учиться, а хочу…

Разбираемся с системой последипломного образования
ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

Известный девиз «Non progredi est regredi» всегда актуален в медицине и фармации. Чтобы быть профессионалом, необходимо постоянно учиться новому, а количество этого нового растет стремительными темпами. Насколько отвечает вызовам времени система непрерывного медицинского и фармацевтического образования?

Наш эксперт - ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин

Хотели как лучше …

Последипломное образование было обязательным в нашей сфере еще со времен СССР. Раз в 5 лет врачи, провизоры, медсестры, фармацевты проходили курсы повышения квалификации в объеме 144 часа. Затем проводился сертификационный экзамен, после сдачи которого специалист получал сертификат, дающий право работать следующие пять лет.
В 2013 года Национальная медицинская палата вышла с предложением модернизировать процесс последипломного образования, сделав его непрерывным. Причиной законодательной инициативы стало стремительное изменение медицинских и фармацевтических технологий, в том числе постоянное появление новых лекарственных препаратов. За 5 лет ситуация меняется слишком сильно, поэтому вполне логично чаще доносить до специалистов новую информацию.
В 2016 году Министерство здравоохранения приступило к внедрению системы НМиФО. На тот момент система предусматривала:

  • прохождение за 5 лет 250 часов обучения (вместо 144 по прежней системе);
  • введение государственного контроля компетенций специалистов путем тестирования при прохождении аккредитации;
  • появление разнообразных форм повышения квалификации: курсы, вебинары, конференции, мастер-классы и т.п., которые могли учитываться в процессе накопления 250 учебных часов.

Спустя 6 лет с момента внедрения требования системы значительно упростились:

  • объем учебных часов сократился до 144;
  • тестирование контроля профессиональных компетенций отдано на откуп обучающим организациям, государственный контроль за компетенциями специалистов Минздрав не решился проводить, достаточно просто подать документы в аккредитационную комиссию;
  • половина из требуемых 144 часов может быть набрана в виде вебинаров, конференций, которые, как правило, спонсируются фармацевтическими фирмами, при этом возникают существенные риски, о которых упомяну чуть ниже.

Таким образом, первоначальная система НМиФО и ее современное воплощение сильно отличаются.

А учит кто?

Мы видим, что из года в год снижаются требования к качеству последипломного образования. Причем вышеизложенными фактами дело не ограничилось. Изменения коснулись и самого процесса проведения обучения.
Тревогу вызывают следующие аспекты:

  • Заниматься проведением НМиФО может любая организация, имеющая право на проведение дополнительного профессионального образования. Совершенно не обязательно, что это будет профильный вуз, ссуз или специализированный учебный центр в области медицины и фармации. Если повышаешь квалификацию сварщика или инженера, то имеешь право учить врача и фармацевта.
  • Никак не регламентируется уровень квалификации преподавательского состава. Замечу, что раньше курсы повышения квалификации специалистов имели право проводить только преподаватели, имеющие звание не ниже доцента. Сейчас эти ограничения сняты. В преподаватели и организаторы НМиФО пошли вчерашние студенты и не только.
  • Не выдерживает критики уровень контроля за учебными программами НМиФО. Да, программы проходят аккредитацию, и сведения об этом есть на сайте НМиФО. Однако вызывает сомнения тщательность отсева слабых и не соответствующих профессиональным стандартам программ. Так, например, в нескольких я видел перечисление одновременно всех врачебных и фармацевтических специальностей. Возникает вопрос, что это за такие универсальные программы? Как они вообще попали в НМиФО?
  • И, наконец, очень важный фактор, о котором все знают, но мало говорят, - конфликт интересов. Он возникает, когда провайдеры мероприятий и те, кто их аккредитует, связаны с фармацевтическими компаниями. Как правило, такая связь устанавливается через общественные профессиональные организации. Прямой рекламы препаратов на образовательных мероприятиях, как правило, не происходит. Однако в процессе бесплатных конференций или обучающих вебинаров фармакологическое действие рассматривается на примере 2-3 препаратов одного производителя.

Информация о новых препаратах, безусловно, нужна, но она должна быть объективной и клиентоориентированной. Необходимо давать ее в виде сравнительного анализа с большинством препаратов фармакотерапевтической группы, делая акценты на фармакоэкономическое обоснование. А сейчас под видом обучения методам фармацевтического консультирования зачастую происходит навязывание приемов манипулирования по продвижению высокомаржинального аптечного ассортимента.

Не надо знаний. Дайте документ

Мы провели исследование среди фармацевтических специалистов, чтобы выявить, что для них является конкурентным преимуществом при выборе образовательных организаций. Результаты меня неприятно поразили. Рейтинг (по убыванию) выглядит так:

  • Главным конкурентным преимуществом при выборе курсов НМиФО для специалистов является возможность получить документы о повышении квалификации для аккредитации без прохождения обучения. А если есть спрос, то появляется и предложение. Возникло немало посреднических структур, сотрудничающих с образовательными учреждениями, в том числе и государственными. Эти посредники за немалую плату организуют выдачу документа о прохождении обучения без процесса обучения. Посмотрите, весь Интернет пестрит рекламой «Аккредитация под ключ». Не могу судить обо всех, но знаю лично случаи, когда документы выдавались без обучения.
  • Ценовой фактор. Вопреки распространенному мнению дешевизна обучения находится не на первом месте.
  • Минимальные временные затраты на обучение. Если вспомнить, что 144 часа – это месяц 6-часовых занятий, то становится понятным, насколько сложно работающим специалистам выделить необходимое время.
  • Наличие готовых ответов на тестовые задания. Так как итоговая проверка знаний проводится образовательной организацией без государственного контроля, то возникает соблазн сразу дать правильные ответы. Обучающийся специалист вызубривает или просто дублирует эти ответы и успешно проходит тестирование. Вопрос о качестве полученных при этом знаний остается риторическим.

На последнем месте рейтинга конкурентных преимуществ находится ценность и полезность учебной информации. Почему так происходит? Полагаю, не последнюю роль в снижении мотивации к обучению играют: отказ от государственного контроля профессиональных компетенций специалистов и хаос в квалификационных требованиях к фармацевтическим работникам.

В поисках выхода

Итак, что мы получаем в результате современного функционирования системы НМиФО? Приходится признать снижение требований к качеству повышения квалификации специалистов. При этом расширяются возможности для скрытой рекламы. Число образовательных организаций, оказывающих услуги по НМиФО, растет, однако наиболее конкурентоспособные не те, кто дает современные и качественные знания, а те, кто выдает документы без обучения или с формальным обучением. Такая ситуация грозит утратой профессионализма специалистов в медицинской и фармацевтической сфере.
Чтобы минимизировать неблагоприятные последствия, считаю необходимым:

  • Внедрить обязательную высокопрофессиональную экспертизу учебных программ на портале НМиФО и процедуру контроля за их реализацией.
  • Обозначить в аккредитационных требованиях портала НМиФО Минздрава России минимально допустимый уровень квалификации преподавательских кадров, работающих в системе НМиФО.
  • Создать при портале НМиФО общественный совет с доступом участников НМиФО в дистанционном режиме к его работе для обсуждения и решения возникающих проблем. В настоящий момент нет площадки, где специалисты могли бы обмениваться мнениями и выдвигать предложения по совершенствованию последипломного образования.

Я уверен, что у НМиФО большое будущее, и чем быстрее мы освободимся от неэффективных приемов в его организации, тем эффективнее система начнет реализовывать главную цель - обеспечение соотечественников эффективной и безопасной лекарственной помощью по рациональной цене.

Александр Гришин

Александр Гришин

Эксперт

Доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up