Суббота, 18 мая 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Фармлига: встреча лидеров

ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

В этом году ведущее маркетинговое агентство DSMGroupотмечает знаменательную дату – 25 лет со дня основания компании. Юбилей ознаменовался запуском широкомасштабного проекта – форума «Фармлига: встреча лидеров». Мероприятие прошло в совершенно новом формате. За одним столом с топ-менеджерами и собственниками отечественных фармацевтических компаний, аптечных сетей и фармдистрибьюторов оказались представители всех федеральных структур, которые так или иначе занимаются фармотраслью. И, конечно, крупные игроки фармрынка обменялись мнениями по текущим вопросам и обсудили свои перспективы.

На протяжении 25 лет DSM Group направляет свои усилия на то, чтобы рынок не находился в информационном вакууме¸ а опирался на качественные показатели, на диалог между участниками рынка, а также на диалог между участниками рынка и регуляторами. Это очень важно, потому что без взаимопонимания и обмена мнениями сложно работать и двигаться вперед, сказал, открывая форум, основатель и генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Именно такой диалог и состоялся на всех сессиях форума.

Законодательные инициативы

У сессии, посвященной грядущим изменениям в законодательстве, по словам директора СРО (саморегулируемой организации) «Ассоциация независимых аптек», главы Альянса фармацевтических ассоциаций Виктории Пресняковой был беспрецедентный состав спикеров: «Я не помню, чтобы на какой-либо форум или конференцию собирались представители всех органов, от которых зависит наша работа». Между бизнесом и регуляторами состоялся действительно открытый диалог. После выступления каждого должностного лица в зале работал открытый микрофон, присутствующие задавали конкретные вопросы, и ни один из них не остался без внимания.
Директор Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава РФ Елена Астапенко рассказала, что первостепенное внимание Министерство уделяет и продолжит уделять медицинским организациям и подразделениям, в том числе и аптечным организациям, расположенным в сельских населенных пунктах. В ближайшее время на сайте Минздрава появится проект изменений правил хранения медицинских изделий и препаратов. Цель – установить единые правила хранения.
Активно отслеживается дефектура лекарственных препаратов, связанная в том числе и с ценообразованием. Цены на ЖНВЛП сейчас благодаря мониторингу движения лекарственных препаратов отслеживаются в режиме реального времени. 1 марта 2023 года стартовал эксперимент по дистанционной торговле лекарственными препаратами. Он продлится до 1 марта 2026 года. В нем участвуют три региона (Москва, Московская и Белгородская области), расширять его на другие территории не планируется.
Еще один вопрос, ответа на который ожидали многие, смена кода ОКВЭД. Сейчас аптеки относятся к Минпромторгу, то есть являются предприятиями розничной торговли. Но у них имеется еще и социальная функция – обеспечение населения лекарствами. Лекарственным же обеспечением занимается Минздрав. Получается, что аптеками занимаются сразу два ведомства – Минздрав и Минпромторг. Некоторые участники фармрынка предлагают сменить статус аптек с торговых организаций на медицинские и полностью вернуть их в подчинение Минздраву. Эту проблему в своем выступлении затронула исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина. Изменение кодов ОКВЭД сейчас активно обсуждается аптеками, согласилась заместитель директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ Ольга Кравцова. Но изменение кодов ОКВЭД означает перераспределение полномочий между ведомствами. Полномочия же регулируются определенными нормативно-правовыми актами. Так стоит ли вносить в них правки? К тому же смена ОКВЭД ровным счетом ничего не изменит. Никаких льгот и привилегий аптекам она не принесет.
А вот систему маркировки ждут новшества. Прежде всего это коснется препаратов предметно-количественного учета. Как сообщил руководитель направления «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков, все готово к тому, чтобы опустить железный занавес и учитывать такие препараты отдельно. Кроме того, скоро изменится режим работы касс. Первостольникам уже не придется просматривать уведомления об отзыве регистрационных удостоверений препаратов¸ а также о блокировке определенных серий. Касса сама узнает, какой препарат отозван, и в автоматическом режиме будет отказывать в реализации отозванных серий и препаратов, к которым приняты соответствующие меры. В первую очередь новшество внедряется в отношении БАД.

О конкуренции, и не только о ней

Тему доступности лекарственных препаратов и аптек затронул в своем выступлении депутат Госдумы, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. Депутаты работают над расширением возможности реализации лекарств в труднодоступных местах. Уже разрешена продажа препаратов в ФАП, рассматривается вопрос об организации передвижных аптек. Обсуждаются и другие вопросы, которые предлагает аптечное сообщество. Но депутаты ждут ответных шагов со стороны отрасли.
По словам Бадмы Башанкаева¸ некоторые сети «хулиганят». Иные аптеки находятся буквально в 100 метрах друг от друга. «Либо вы сами себя отрегулируете, с помощью СРО или еще как-то, либо нам надо это сделать законодательно», - заявил он. И если большая сеть открывает аптеки в крупном городе, она может взять на себя социальную нагрузку и открыть точки в отдаленных районах. «Иначе законодательная власть может быть жестче, чем исполнительная», - заметил господин Башанкаев.
Но большое количество аптек не так уж плохо, возразил депутату основатель и генеральный директор «Солофарм» Олег Жеребцов. Это порождает конкуренцию, благодаря которой цены снижаются. По его мнению, к 2028 году в России будет уже 100 тысяч аптек, торгующих в розницу. 
Директор АРФП Виктор Дмитриев согласился, что доступность аптек – животрепещущая проблема, но решить ее пока не получается, в том числе и из-за дефицита кадров. А в ответ на жесткие меры всегда возникает противодействие. Виктория Преснякова считает, что пока рынок не может сам себя отрегулировать. Нужен стратегический взгляд на отрасль. Чтобы решить накопившиеся проблемы, необходимо понять, чего мы хотим.

Кому ждать проверок?

На этот вопрос подробно ответила начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирина Крупнова. Изменения грядут уже осенью. Плановые проверки учреждений, которые имеют дело с препаратами предметно-количественного учета, Росздравнадзор будет проводить уже не каждые три года¸ а раз в два года, так как у них повысилась категория риска. Подсчитать ее можно по калькулятору риска на сайте Росздравнадзора.
Основанием же для внеплановой проверки будет выявление индикатора риска. Их сейчас уже не 3, а целых 11. Госпожа Крупнова настоятельно порекомендовала с ними ознакомиться, чтобы проверка не стала полной неожиданностью. Сведения, дающие основания для внеплановых проверок, Росздравнадзор берет из реестра лицензий и Федеральных реестров медицинских работников и медицинских организаций, а также системы мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Важная деталь - необходимость мероприятия Росздравнадзору придется обосновывать перед прокуратурой, объяснять, что не так, как надо.
Еще один вид проверок – профилактические. Такую проверку можно проводить уже через полгода после открытия новой аптеки. По словам госпожи Крупновой, аптеки понимают, что это не контрольно-надзорное мероприятие, и 60% из них спокойно соглашаются на это. Но скоро выбора не будет. В планах Минэкономразвития сделать профилактические визиты Росздравнадзора в аптеки обязательными.
Проверками аптек занимается не только Росздравнадзор, но и налоговые органы. Их представители не только ответили на конкретные вопросы участников форума, но и разобрали несколько кейсов и объяснили, что именно считается нарушением налогового законодательства.

Мнение первых

На сессиях форума не звучали конкретные цифры, не озвучивались проценты и объемы продаж, прибыли или убытков. Да и на жизнь никто не жаловался. Сергей Шуляк подчеркнул, что организаторы форума решили дать возможность лидерам рынка рассказать, как они видят будущее, как будет развиваться рынок. Это не прогноз, насколько вырастут показатели, а глобальное, более общее видение проблем.
Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович рассказала о глобальных вызовах, с которыми в ближайшие 10-20 лет столкнется не только наша страна, но и весь мир. Демографические проблемы приведут к увеличению нагрузки на национальные системы здравоохранения. Эти изменения уже влияют на систему общественного здравоохранения, важнейшим элементом которой является фармотрасль. Вызовы важно учитывать при разработке стратегических планов производства лекарств и лекарственного обеспечения¸ уверена она.
Своим видением проблем фармотрасли поделился Олег Жеребцов. К сожалению, из сотен инициатив по созданию фармпрепаратов в жизнь воплотились очень и очень немногие. Счастливчиков можно пересчитать по пальцам. Доля западной фармы в производстве дорогих и сложных препаратов составляет 60%. По его мнению, те компании, которые нацелены на производство субстанций в России, неэффективны, так как российский рынок составляет всего 2% фармрынка планеты. Без крупного экспорта субстанций для готовых препаратов, рассчитанного на треть или хотя бы на четверть планеты, их изготовление будет неэффективным.
Да, аптечный ритейл проигрывает продуктовому. Но инвестиции в производственную фарму продолжаются, и это питает отрасль новыми деньгами. Что касается дженериков, то нужны дискуссии о терапевтической ценности подобных препаратов. Производители мало говорят о том, что дает их деятельность конкретному человеку, сколько человек вылечилось благодаря их препаратам.
Если говорить о маркетплейсах и вообще о е-коме, то Олег Жеребцов не думает, что электронная коммерция серьезно изменит отрасль. В 2001 году были прогнозы, что торговля через интернет сметет все стационарные магазины, вспоминает он. Прошло 23 года. В России редкая сеть может похвастаться 4% оборота с доставкой продуктов на дом (имеется в виду вся страна, а не только два самых больших ее мегаполиса). Оформление заказа из дома создает удобство, но не является фактором, меняющим отрасль изнутри. Господин Жеребцов считает, что е-ком никогда не будет явлением, на которое делаются ставки. Если это и случится, то только в очень отдаленной перспективе.
Президент группы компаний «Велфарм-групп» Людмила Щербакова призвала участников рынка вести честный и прозрачный бизнес. Рынок нуждается в прозрачности, согласился заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал» Дмитрий Варакин.
Под занавес форума его участники обменялись мнениями по поводу перспектив дистрибьюторских компаний, необходимости их присутствия на фармрынке. С учетом дефицита и удорожания рабочей силы позволить себе иметь свои склады зачастую не могут даже крупные аптечные сети. На фармрынке велика доля неконсолидированной розницы. К тому же производители фармпрепаратов работают на всю страну, а не на определенный регион. Так что дистрибьюторы не исчезнут. Неконсолидированная розница, маленькие аптеки с удовольствием пользуются и будут пользоваться их услугами, считает генеральный директор аптечной сети «Фармия» Дмитрий Дубовой. Дистрибьютору платят не только за логистику, но и за то, что поставщики перекладывают на него определенную долю рисков, добавляет генеральный директор «Мьюз Медиа» Александр Черниченко.
Оживленная дискуссия развернулась и по поводу СТМ. По мнению генерального директора партнерства «Ирис» Галины Орловой, следует не бороться с СТМ, а участвовать в процессе их производства и продвижения, чтобы не упустить возможность заработать. С ней не согласен директор по развитию ФК «Пульс» Сергей Еськин. Ничто же не мешает получать доход, продавая традиционные препараты. СТМ отвлекает первостольника от ключевой задачи – фармконсультирования. Дмитрий Дубовой поддерживает госпожу Орлову и считает, что надо находить баланс – качественными должны быть и лекарства, и высокомаржинальные товары. СТМ возникли как идея продвижения бренда сети, чтобы облегчить потребителю выбор – таково мнение генерального директора программ стратегического развития, главы представительства в ЕС компании «Тонус» Игоря Хасина. Это создает доверие к сети. У нас же хорошее начинание переродилось в способ получения максимальной прибыли. Компания господина Хасина нашла выход и продает подобные товары под зонтичным брендом аптечной сети и производителя.

После окончания форума состоялись торжественное награждение победителей Национального фармацевтического рейтинга и поздравление юбиляра.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up