Суббота, 27 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Критикуют? Реагируй правильно!

freepik
Фото: freepik

 

С критикой неизбежно сталкивается каждый человек: критические замечания в свой адрес можно услышать на работе и дома, от родственников, друзей, начальства, коллег и даже от незнакомых людей. Некоторые люди реагируют на критику очень болезненно: критические замечания могут снизить самооценку, вызвать обиду или другие малоприятные ощущения, существенно снизить уверенность в себе. Как научиться правильно реагировать на критику и адекватно воспринимать неприятные замечания?

Рекомендации дает психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант, арттерапевт Ольга Заводилина

Умение правильно реагировать на критику является важным качеством любого человека. На критические замечания люди реагируют по-разному: кто-то воспринимает их как стимул к саморазвитию, а для кого-то они становятся дестабилизирующим фактором. Умение адекватно реагировать на критику существенно влияет не только на успех в важных делах (если человек не прислушивается к критическим замечаниям, которые могут оказаться полезными), но и на взаимоотношения с другими людьми (если человек принимает в штыки любые замечания или обижается на критикующего). Выработать грамотное отношение к критике и умение адекватно реагировать на критические замечания в любой ситуации помогут следующие советы.

Правило 1. Определите, с какой критикой вы столкнулись

Прежде всего важно понимать, что критика бывает реальная и нереальная. Реальная – если то, что транслирует вам другой человек, реально относится к вам, к вашим действиям, реакциям, проявлениям и происходящему сейчас. Такую критику необходимо выслушать и проанализировать.
Нереальная критика – если то, что транслирует вам оппонент, не имеет отношения лично к вам и к происходящему в данный момент, а имеет отношение к внутренним процессам другого человека, его фантазиям и искажениям в восприятии. В психотерапии это называется перенос. Такую критику важно не брать на себя. Для этого необходимо четко помнить, кто вы, что вы делаете и не делаете, и что происходит в реальности сейчас.
По форме подачи информации критика бывает конструктивной или деструктивной. Конструктивная критика больше похожа на совет: в этом случае критикующий говорит не о том, что плохо или неправильно, а о том, что конкретно нужно сделать, чтобы получить нужный результат. Конструктивная критика отличается объективностью, конкретностью и аргументированностью, и в этом случае критикующий не переходит на личности и не оскорбляет оппонента, а относится к нему с уважением, при этом критикует не самого оппонента, а его заявления или поступки, и указывает не только на недостатки, но и на положительные моменты. Такая критика является конструктивной и полезной, потому что позволяет вам понять свои ошибки и недочеты и исправить их.
Деструктивная критика – это осуждение, высмеивание мнения или поступков человека (иногда в грубой или агрессивной форме), пренебрежительное или оскорбительное высказывание о них. Деструктивная критика всегда наполнена претензиями, требованиями и недовольством. Как правило, деструктивная критика вызывает яркие эмоции и бывает необъективной, демотивирующей и обидной. В случае деструктивной критики оппонент может высказать свое мнение для того, чтобы вывести вас из равновесия, унизить вас или просто утвердиться за ваш счет. Это форма манипуляции, поэтому постарайтесь сохранить спокойствие: важно не уйти в обвинения и обиды. Проанализируйте, в чем суть послания вашего оппонента и что он от вас хочет получить. Если из высказанных им критических замечаний непонятно, в чем смысл его претензий, задайте ему уточняющие вопросы, например, спросите его: «Что конкретно ты от меня хочешь?»

Правило 2. Сохраняйте веру в себя

Помните, что ошибиться может каждый, поэтому даже самая деструктивная критика не является поводом для снижения самооценки или потери уверенности в себе. Проанализируйте высказанные вам критические замечания и сделайте из них соответствующие выводы – это поможет вам не потерять веру в себя и уверенность в своих силах. Необходимо сконцентрироваться на замечаниях и рекомендациях оппонента, которые могут оказаться полезными в вашей ситуации.

Правило 3. Дайте себе время подумать

Реакция на критические замечания должна быть взвешенной и обдуманной. Мы часто спешим реагировать на критику незамедлительно и стараемся дать ответ сразу. Это приводит к необдуманным реакциям и действиям, которые чаще всего происходят с агрессивной окраской, раздражением, обидой или недовольством, что только подтверждает слова оппонента и укрепляет его позицию. Чтобы этого не произошло, выслушайте критические замечания молча, затем возьмите паузу и хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия и то, как ответить на эту критику. Даже если вы в корне не согласны с оппонентом, отвечайте на его замечания спокойно и дружелюбно, а свою позицию отстаивайте аргументированно. Можно также проявить интерес к мнению собеседника и попытаться выяснить, с чем связана его негативная реакция на ваши действия. Если вы согласны с какой-то частью критических замечаний, обязательно скажите об этом оппоненту.

Правило 4. Признайте справедливость критики

Если критика является нереальной и деструктивной, зачастую возникает желание извиниться за те ошибки и оплошности, на которые было указано. Остановите себя и не делайте этого! Чаще всего деструктивная критика нацелена именно на то, чтобы вызвать у собеседника чувство вины, а когда человек испытывает чувство вины, им легче управлять и манипулировать.
Если критика является реальной и конструктивной, обязательно поблагодарите оппонента за обратную связь и при необходимости измените свои действия в соответствии с его замечаниями. Если вы видите, что совершили какие-то действия, которые принесли урон, имеет смысл выразить свои сожаления и сообщить оппоненту, что вы планируете сделать для минимизации ущерба.

Правило 5. Выскажите свое мнение

Если формат подачи информации оппонентом вас не устраивает, предложите ему перейти на другой формат общения. Это особенно важно в тех случаях, когда вас критикуют деструктивно. Но не забывайте сохранять спокойствие: для этого можно сделать несколько глубоких вдохов, напрячь и расслабить мышцы ног, пресса или ягодиц.
Помните, что грамотное отношение к критике и умение в любой ситуации адекватно реагировать на критические замечания помогает выстраивать нормальные взаимоотношения с другими людьми, сохранять позитивный настрой и добиваться успеха в различных делах. Избежать критических замечаний не получится, поэтому используйте конструктивную критику в собственных интересах и не позволяйте деструктивной критике разрушительно влиять на ваше эмоциональное состояние и портить взаимоотношения с другими людьми.

Ольга Заводилина

Ольга Заводилина

Эксперт

Психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант, арттерапевт

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up