Наверное, нет на свете человека, у которого никогда не болела бы голова. Особенно эта проблема распространена среди женщин. Казалось бы, пара таблеток — и все! Однако почти 10% случаев головной боли обусловлено… таблетками от боли. Чем в этом случае может помочь провизор или фармацевт?
Наш эксперт — доктор фармацевтических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармации Марийского государственного университета, член правления Российского научного общества фармакологов Игорь Яковлев
Вместо пользы — вред
В ныне действующей Международной классификации болезней насчитывается 377 видов головной боли. Из них десятая часть — 38 — приходится на лекарственноиндуцированную (ЛИГБ), или, как говорили в прошлом веке, абузусную боль, вызванную применением лекарственных препаратов.
Впервые это явление было зафиксировано в 1934 году в Швейцарии, где одна из компаний бесплатно выдавала своим сотрудникам препарат фенацетин. В результате многие люди вместо облегчения симптомов получили головную боль, связанную с приемом этого препарата.
В 1936 году был подробно изучен эрготамин, широко применявшийся при лечении мигрени. Выяснилось, что сам этот препарат может способствовать появлению головной боли, и его не рекомендовали к регулярному длительному использованию.
В 50‑е годы прошлого века сформировались принципы лечения абузусной головной боли, которые действуют и сейчас. Основная идея — терапия отмены, заключающаяся в отказе от препаратавиновника, зачастую — «под прикрытием» других лекарственных средств.
Тема боли в последнее время стала весьма актуальной. В крупных городах России появились центры боли, работает специализированный сайт, издается «Российский журнал боли». Есть даже врачицефальгологи, занимающиеся исключительно проблемой головной боли. Но, несмотря на это, вопрос ЛИГБ остается во многом в тени. Этот синдром зачастую недооценивают и, соответственно, недолечивают. Провизорам важно помнить о ЛИГБ, когда посетитель спрашивает «что-нибудь от головы».
Как заподозрить ЛИГБ
По статистике, абузусными головными болями женщины страдают в 3–4 раза чаще, чем мужчины. Самый опасный в этом плане возраст — около 40 лет.
Лекарственно-индуцированная боль — двухсторонняя, пульсирующая, давящая или сжимающая, средней или небольшой интенсивности. Она снижает качество жизни, многие жалуются, что из-за головной боли страдает работоспособность. Важная особенность: абузусная боль увеличивается при физической нагрузке.
И наконец, главное — боль возникает на фоне регулярного приема определенных препаратов. У пациентов возникает зависимость, сходная с алкогольной или наркотической. Имеет значение не столько разовая доза препарата, сколько регулярность и «стаж» его применения. Если на протяжении 3 месяцев и более человек принимает для купирования головной боли некий препарат, а частота приступов составляет 10–15 в месяц, то уже можно заподозрить ЛИГБ.
Виновники в ассортименте
Возглавляют рейтинг лекарств, способных вызвать ЛИГБ, противомигренозные средства, в частности, эрготамины и триптаны. Про опиоидные препараты даже говорить не надо, это само собой. А следом идут простые анальгетики и комбинированные препараты, включая безрецептурные. Популярность последних в последние годы значительно возросла, что многие связывают с агрессивным маркетингом. Неврологи отмечают, что рост абузусных болей коррелирует с количеством рекламы обезболивающих препаратов в СМИ. Даже считающийся безопасным и разрешенный для беременных парацетамол вполне пригоден на роль виновника ЛИГБ.
Головные боли провоцируются не только анальгетиками. Препараты, проникающие через гематоэнцефалический барьер, нередко обладают свойствами нейротоксичности. Они разрушают баланс ноцицептивной и антиноцицептивной систем мозга.
Такими свойствами обладают:
- антибиотики,
- противовирусные средства,
- сосудорасширяющие препараты (особенно нитриты),
- сосудосуживающие средства,
- ингибиторы фосфодиэстеразы,
- анаболические стероиды и т. д.
Продукты питания тоже играют заметную роль в возникновении абузусных болей. Например, широко известна кофеиновая зависимость. Менее распространена колбасная зависимость, связанная с нитратами и нитритами, придающими розовую окраску мясосодержащим продуктам («сосисочная боль»).
Как помочь посетителям
Разумеется, ставить диагноз и назначать лечение — задача врача, а не провизора или фармацевта. Работнику первого стола важно проинформировать посетителя и дать простые рекомендации. В том числе и совет обратиться к врачу.
Неврологи едины во мнении, что препаратвиновник должен быть отменен. При этом для облегчения состояния больного могут применяться различные препараты: анальгетики других групп, глюкокортикоиды, антидепрессанты, неселективные бета-блокаторы, противосудорожные средства и т. д.
Хорошо зарекомендовала себя методика поведенческих изменений, и о ней имеет право рассказать провизор. Например, зависимость от кофе проходит в течение недели. Если наметить отказ от любимого напитка на отпуск, то дискофморт от «эффекта рикошета» при отмене кофеина будет минимальным. Речь может идти не о резком отказе, а о постепенном снижении дозы. Критерием эффективности служит снижение количества приступов в 2 раза и более.
Провизору следует иметь в виду, что иногда для помощи посетителю нужно не дать таблетку, а, напротив, от нее отказаться. Польза «простых советов» в лечении ЛИГБ считается доказанной.
Заведующий кафедрой фармации Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола), член правления Российского научного общества фармакологов, ведущий эксперт учебного центра «Провизор‑24», доктор фармацевтических наук, профессорИгорь Яковлев