11 и 12 марта 2021 года в Москве прошли соответственно XVI ежегодная конференция «Фармацевтический бизнес в России-2021» и XVI аптечный саммит “Эффективное управление аптечной сетью». Авторитетные эксперты подводили итоги 2020 года, обсуждали актуальные темы и проблемы фармрынка, говорили о перспективах развития отрасли.
Каковы перспективы?
Ответ на этот вопрос прозвучал в выступлениях ведущих экспертов фармотрасли. Представители ведущих маркетинговых агентств в фарме подвели итоги прошедшего года, обсудили текущую ситуацию на рынке и сделали прогнозы на дальнейшее развитие отрасли.
Они обратили внимание на бурное развитие e-кома и появление правил безрецептурной онлайн-торговли. «Рынок своевременно реагирует на все вызовы, и пока не происходит ничего такого, что могло бы сильно усугубить ситуацию в фармацевтической отрасли», - уверен генеральный директор Центра внедрения «ПРОТЕК» Дмитрий Погребинский.
В ходе дискуссии о доступности лекарственной терапии заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев обратил внимание на то, что постановление правительства №1771 позволяет повысить цены на исчезающие с рынка препараты и тем самым предотвратить риск возникновения дефицита лекарств. Президент группы компаний «Новартис» в России Наталья Колерова выразила надежду на то, что «регулятор будет применять все возможные источники для того, чтобы у производителя всегда были реализованы возможности по предоставлению препаратов». Говорилось на конференции и о долгосрочных контрактах. Увы, это пока что единичное явление в России. Главная задача таких контрактов, по мнению президента компании «Фармимэкс» Александра Апазова, обеспечить бесперебойное снабжение населения и лечебных учреждений. Директор по экономике здравоохранения компании «Р-фарм» Александр Быков согласился, что долгосрочные контракты нужны, но при этом они не являются альтернативой офсетным соглашениям или оптимизации закупочных процедур в рамках принятых аукционов и конкурсных процедур.
Председатель правления «Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России» Захар Голант подчеркнул, что вопросы лекарственной независимости и безопасности не сходят с повестки дня: «Для их решения нужна последовательная поддержка со стороны правительства и Минпромторга, углубление локализации и обеспечение полного цикла производства фармсубстанций».
Больные вопросы
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк поделился с участниками аптечного саммита пессимистичным прогнозом на 2021 год для аптечного ритейла: «Несмотря на рост в 10,6% в 2020 году, ожидать подобного в 2021 году не стоит. Денег сегодня нет ни у государства, ни у населения, спрос не растет, а его структура значительно видоизменилась, кроме того заболеваемость сегодня также находится на низком уровне». По мнению генерального директора «Неофарм», председателя координационного совета РААС Евгения Нифантьева, рынок сегодня полностью адаптировался к ситуации с ковидом: «Вопреки распространенному заблуждению аптечные сети не заработали на пандемии, ведь все лекарства для лечения коронавируса выдавались больным лично в руки. Кроме того, из-за введенного карантина сильно упал спрос на противогриппозные препараты».
В то же время участники дискуссии отметили, что пандемия стала дополнительным трамплином для развития электронной торговли лекарственными препаратами. От повальной цифровизации уже не отвертеться. Тотальное внедрение электронных рецептов неизбежно. Произойдет это если не за 2-3 года, как случилось с маркировкой, то по крайней мере в течение 5 лет для крупных городов и 15 лет для небольших населенных пунктов.
Обсуждали на конференции и ограничения маркетинговых контрактов. Владелец и генеральный директор УК «Аптечные традиции», член координационного совета РААС Дмитрий Руцкой отметил: «Сегодня значительный трафик онлайн-торговли лекарственными средствами есть только в Москве. В то время, как регионах люди традиционно предпочитают посещать аптеки, в столице довольно велика аудитория делающих покупки исключительно дистанционно». Но, как сказал владелец АС «Фармия» (Воронеж) Роман Кубанев, «отдельные кейсы, например, порекомендовать купившему таблетки от кашля купить еще и спрей, могут быть настроены только вручную». Подводя итоги дискуссии, собственник, генеральный директор АС «Вита-Плюс» Жан Гончаров подчеркнул: «Сегодня к участникам аптечного рынка приходит понимание того, что главные инвестиции необходимо делать в людей, в команду, повышать квалификацию работников сети. Прошлый год показал, что качественная работа сотрудников уже становится вопросом выживания аптечной сети».
Коллектив компании infor-media Russia благодарит всех делегатов, спикеров и гостей конференции и саммита за продуктивную работу.