Четверг, 25 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

В рядах врачей единства нет

Медикам не хватает информации о вакцинах
freepik
Фото: freepik

ВОЗ, определяя приоритеты в области вакцинопрофилактики, в числе топ-10 глобальных угроз здоровью назвала недоверие к прививкам. Так откуда же ему взяться, если даже врачи по этой проблеме высказывают диаметрально противоположные мнения? Если мы хотим единодушного принятия, убеждать медиков в полезности и необходимости вакцинации надо со студенческой скамьи.

 

Считается, что негативное отношение к прививкам формируют СМИ, определенные интернетовские сайты и форумы, а также «сарафанное радио». Ничего подобного! Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела специфической профилактики инфекционных болезней и иммунодефицитных состояний Детского НКЦ инфекционных болезней (г. Санкт-Петербург) Сусанна Харит говорит, что, судя по результатам опроса родителей, которые приводят детей в этот центр, большинство из них верит словам врачей. Но примерно четверть докторов высказывают сомнения в эффективности и безопасности вакцин.

 

Что говорят анкеты?

Подтверждение этому – результаты анкетирования в одном из университетов Центрального федерального округа, которыми поделилась доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой вирусологии РМАНПО, ведущий научный сотрудник НИИ вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова Елена Малинникова. В составе этого вуза есть медицинский институт и медицинский колледж. Выяснилось, что поствакцинальных реакций и осложнений опасаются 54% преподавателей и студентов медицинского колледжа и столько же – мединститута. Кстати, среди них нашлись и такие, кто считает, что вакцинация может вызвать болезнь.

Еще интересней результаты опросов студентов медицинских вузов и педиатров, озвученных врачом-педиатром, инфекционистом, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры инфекционных болезней у детей педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова Иваном Коноваловым. В Иркутском медуниверситете своих детей прививают 22% его сотрудников, в 13,8% семей вакцинируются только взрослые. Среди студентов ежегодно прививаются от гриппа 17%.

В Рязани по сравнению с 2017 годом вдвое увеличилось число студентов медвуза, не знающих о существовании прививок от ветряной оспы и в 2,3 раза снизилось количество студентов, предпочитающих отечественные вакцины. Среди врачей число поклонников зарубежных вакцин увеличилось в 4 раза и в 1,8 раза уменьшилось число приверженцев отечественных иммунных препаратов. И почти в 10 раз больше стало педиатров, которые вообще не определились в данном вопросе.

В Тюмени 60% врачей со стажем работы менее 10 лет не знают, как и что говорить родителям, которые отказываются от вакцинации своих детей. В Ставрополе о вакцинопрофилактике информированы менее 50% медвуза, зато об осложнениях после прививок знают 90%. Где студенты получают информацию? Ответы на вопросы анкеты говорят, что в вузе, то есть у преподавателей. Примерно треть студентов ищут информацию самостоятельно – в СМИ и других источниках.

«Получается, информацию о прививках родители должны получать от медработников, которые сами не слишком-то ратуют за вакцинацию и жалуются на нехватку информации, - делает вывод доцент Коновалов. – 62-75% медсестер вообще не прививают своих детей. Как они могут что-то рекомендовать?» По его словам, среди сторонников вакцинации 36% врачей-педиатров и акушеров-гинекологов, которые непосредственно формируют установку на прививки у матерей. Наименее привержены вакцинации неврологи, хирурги и, как ни странно, иммунологи и неонатологи.

 

Чего нам не хватает?

По словам Елены Малинниковой, студенты медвузов, впрочем, как и врачи, хотят получать больше информации о составе вакцин, противопоказаниях к ним и постпрививочных осложнениях. «Когда задаю коллегам вопросы о том, что они знают о вакцинах, как эти препараты работают, какие бывают вакцины, многие на них затрудняются ответить. Но именно врачи должны рассказывать пациентам о пользе прививок и убеждать в необходимости вакцинации», - недоумевает она.

«Безусловно, сегодня от врачей любой специальности требуются базовые знания механизма формирования иммунитета, о принципах оценки эффективности прививок, об общих противопоказаниях к вакцинации, о механизме регистрации и расследования побочных проявлений», - поддерживает коллегу врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии, фтизиатрии, инфекционных болезней и эпидемиологии медицинского института Петрозаводского Государственного университета Людмила Рубис. Ратует она и за то, чтобы знаниями по вакцинопрофилактике обладали и фармацевты.

«Замечательно, если в программе вуза есть отдельный предмет «Вакцинопрофилактика», - продолжает она. – Но даже если он не выделен, вопросы вакцинопрофилактики должны рассматриваться на разных курсах. И даже если имеется отдельный предмет, надо постоянно освежать знания, затрагивать разные аспекты: ведение медицинской документации, формирование у населения мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья». Ведь многие врачи не обладают даром убеждения, не знают, как разговаривать с родителями и пациентами, как донести до них нужную информацию.

В курсе микробиологии можно говорить о вакцинах, формировании поствакцинального иммунитета, на клинических кафедрах обязательно надо рассказывать о возможных противопоказаниях, в рамках эпидемиологии подытоживать и сводить воедино все полученные студентами сведения, предлагает доцент Рубис. А чтобы обучение было качественным, необходимо достаточное для этого количество часов. За то время, что на вакцинопрофилактику отведено сейчас такой объем информации невозможно ни усвоить, ни передать.

Еще одна проблема – контроль полученных знаний. В течение нескольких лет студенты что-то как-то изучают, но к выпускному курсу многие благополучно большую часть полученной информации забывают. Так как же проконтролировать, усвоил студент учебный материал или нет? Самый простой и наименее трудоемкий для преподавателя способ – электронное тестирование. Но он же одновременно и наименее информативный.  Другие формы контроля предполагают временные затраты. На них должно быть выделено время в учебной программе.
Очень важна согласованность программ. Базовые понятия, основные вопросы должны освещаться в едином ключе

Повышаем квалификацию

Огромное значение имеет организация повышения квалификации работающих врачей. Сейчас предполагается обучение в рамках непрерывного медицинского образования: посещение образовательных мероприятий, изучение интерактивных модулей. «Но мы забываем об обучении вне рамок НМО, - сетует Лариса Рубис. – О семинарах на уровне поликлиник, на муниципальном уровне, об инструктажах на рабочем месте, умении не только читать, но и анализировать научную литературу».

Сегодня врачу сложно сориентироваться в выборе курса на едином портале НМО: названия идут в алфавитном порядке, похожи друг на друга, а в аннотации нет информации, что один курс отличается от другого. Нужную тематику выбрать сложно. Но, к сожалению, доктор вынужден опираться не на нее, а на цену. «Курс может быть замечательным, но доктору руководство учреждения не разрешит его пройти, потому что придется дорого за него заплатить», - замечает Лариса Рубис. Она предлагает заранее предусмотреть, что раз в 5-10 лет доктор должен пройти определенные курсы обучения. Иначе врач выберет то, что дешевле и требует меньше временных затрат.

Что касается онлайн семинаров и вебинаров, то они должны быть короткими и очень информативными. Важно, чтобы на вопросы врачей приглашенные лекторы не отвечали «Это решает сам врач». Доктора потому и задают вопросы, что не знают, как в той или иной ситуации сориентироваться, им нужны четкие алгоритмы действий.

На сайте НМО много интерактивных образовательных модулей. Но их должно быть намного больше, в том числе и по самым разным вопросам вакцинопрофилактики. Причем они должны быть не только для педиатров, терапевтов и эпидемиологов, но и для гинекологов, хирургов, неврологов.

И, наконец, крик души. Сейчас модно словосочетание «Стандартные операционные процедуры» (СОП). Недавно, по словам Рубис, Минздрав прислал СОП по вакцинации против COVID-19. В нем больше 30 страниц. Кто это будет читать? Врачу некогда, он данный документ просто пролистает, может быть, на чем-то и задержит взгляд. В результате нужная информация потеряется. СОП должен представлять собой короткий четкий порядок действий. Конечно, надо продумать и то, как контролировать полученные врачами при повышении квалификации знания. Учесть, что сейчас процесс идет без отрыва от работы, за счет личного времени специалиста.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up