Четверг, 28 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Если нет согласия

У вас возникли разногласия с оппонентом. Как в этом случае избежать конфликта?
freepik
Фото: freepik

В жизни часто возникают ситуации, когда приходится выслушивать мнение собеседника, с которым мы категорически не согласны. В подобных случаях бывает очень трудно удержаться от возражений: хочется немедленно перебить оппонента, заявить ему, что он не прав, указать на ошибки и высказать ему свою собственную точку зрения по спорному вопросу. Но нежелание или неумение слушать собеседника не только мешает нормальному конструктивному общению – зачастую такие разногласия становятся причиной конфликтов, которых при правильном отношении к оппоненту можно избежать. Как научиться не только слушать, но и слышать своего собеседника, если вы не разделяете его мнение?

 

Наш эксперт – врач психотерапевт-психоаналитик Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России Ольга Дизендорф

Умение слушать – это способность воспринять, осознать и проанализировать информацию, полученную от собеседника. Оно помогает успешно вести деловые переговоры, избегать конфликтов с окружающими и недопонимания по важным вопросам. Умение слушать помогает находить компромиссы при принятии решений и эффективнее отстаивать свою точку зрения. Важно понимать, что освоение этого навыка – сложный процесс, который требует определенных усилий. Научиться не только слушать, но и слышать окружающих поможет соблюдение следующих правил.

Правило первое: уважайте собеседника

Прежде всего мы должны уважать и слышать самого себя, и тогда из своего «хорошего» внутреннего мира и гармоничного состояния мы можем услышать другого человека. В таком случае мы смотрим на своего собеседника с уважением и слушаем его более внимательно. А когда мы уделяем собеседнику максимум внимания, это чувствуют все. Если вы не согласны с тем, что говорит собеседник, не следует оспаривать его точку зрения: отнеситесь к нему с уважением и помните, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

Правило второе: не перебивайте

Если вы не согласны с тем, что говорит ваш собеседник, то желание перебить его и высказать свою собственную противоположную точку зрения может быть очень велико. Не поддавайтесь такому искушению – позвольте оппоненту сказать все, что он хочет, не перебивая его и не оспаривая его точку зрения.

Правило третье: слушайте активно

Важно помнить о невербальной составляющей любого общения: своим невербальным поведением мы зачастую передаем больше информации, чем словами. При разговоре с оппонентом не забывайте поддерживать зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально – это может вызвать у него дискомфорт. Если вы общаетесь сидя, постарайтесь не откидываться назад – лучше слегка наклониться в сторону собеседника. Следите за своей мимикой: если вы не согласны с мнением оппонента, не следует показывать ему свое неудовольствие, прищурив взгляд или скривив губы. Нужно спокойно и внимательно выслушать его точку зрения и постараться понять ее. Слушая мнение собеседника, постарайтесь использовать простые жесты, которые покажут ему, что вы его понимаете. Для этого можно, например, периодически кивать или произносить короткие реплики типа «да-да», «я вас понимаю», «я понимаю вашу точку зрения» и т. п. А вот презрительное хмыканье в данном случае будет абсолютно неуместно.
При разговоре с оппонентом не забывайте поддерживать зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально – это может вызвать у него дискомфорт

Правило четвертое: задавайте уточняющие вопросы

Услышав точку зрения оппонента, будет очень полезно задать ему несколько уточняющих вопросов – этим вы не только проявите дополнительный интерес к мнению собеседника, но и сможете убедиться в том, что поняли его правильно. Всестороннее обсуждение поможет избежать недопонимания, и устранить разногласия будет легче.

Правило пятое: при несогласии с собеседником избегайте своего собственного внутреннего конфликта

Если собеседник ждет вашей реакции на его мнение, нужно вежливо и с уважением сказать ему: «Нет, я с вами не согласен». Если внутренне вы не согласны со своим оппонентом, но по каким-то причинам вынуждены скрывать свое мнение (например, если у вас возникло несогласие с вашим руководителем и у вас нет никакого желания ему возражать или оспаривать его точку зрения), то у вас неизбежно произойдет внутренний конфликт. Разрешить этот конфликт поможет умение отстаивать свою точку зрения и следующие два правила.

Правило шестое: отстаивайте свою точку зрения без эмоций

В разговоре с оппонентом важно пользоваться конкретными фактами, логикой и «холодным» умом. Не следует реагировать на высказанные им суждения чересчур эмоционально. Если у вас параллельно возникают сильные эмоции, важно своевременно это понять и отделить разумный подход от эмоциональных реакций. Возражать собеседнику нужно вежливо и аргументированно – в этом случае отстоять свою точку зрения будет легче. Старайтесь аккуратно подбирать слова и внимательно следить не только за тем, что вы говорите, но и за тем, каким тоном вы выражаете свою точку зрения, отличную от мнения собеседника. Если вы начнете обвинять своего оппонента в неправоте или в интонациях вашего голоса появятся нотки раздражения, это может привести к конфликтной ситуации, но никакие эмоциональные реакции не помогут вам отстоять свое мнение.

Правило седьмое: будьте готовы к компромиссу

Во многих случаях именно компромисс помогает оппонентам избежать конфликта и найти оптимальное решение в спорных ситуациях. Чтобы найти компромисс в диалоге, попробуйте задать себе мысленно следующие вопросы: насколько мне важна эта ситуация или решение этого вопроса? В чем я могу уступить оппоненту, чтобы получить нужное мне решение этой проблемы? Ответив на эти вопросы, вы сможете «отпустить» ситуацию, и тогда найти компромиссное решение вашей проблемы будет легче.

Ольга Дизендорф

Ольга Дизендорф

Эксперт

Врач-психотерапевт-психоаналитик Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up