Хотя огромный творческий потенциал заложен в каждом человеке, реализовать его получается далеко не у всех. Этому мешают и наши личные предубеждения, и скептицизм окружающих. Преодолев эти барьеры, можно научиться получать удовольствие от того, что ты делаешь, а также реализовать свои желания и способности. А еще - справляться с неприятностями, тревогой и стрессом.
Зачем нужны творческие способности?
Творческие способности – это не только определенные навыки и умение создавать творческий продукт, например, писать картину, сочинять стихи или музыку. Творчество проявляется и в том, как мы решаем повседневные задачи, считает старший медицинский психолог кабинета медико-психологической помощи №2 отделения медико-психологической помощи ПКБ №4 имени П.Б. Ганнушкина Алина Денисова.
Развивая творческие способности, мы получаем возможность лучше узнать и понять себя. Увидеть, что нам нравится, как и где можно проявить себя с наилучшей стороны, и найти нестандартные решения стандартных проблем. Творческое мышление помогает по-новому взглянуть на что-то обычное.
Вот пример такого мышления. На двух фабриках, расположенных в одной из африканских стран, производили кроссовки. Руководство перепробовало все способы, но искоренить повальное воровство готовой продукции никак не удавалось. Ни штрафы, ни показательные суды, ни повальные обыски – ничто не помогало. И вдруг кто-то из европейских менеджеров предложил: пусть одна фабрика выпускает только правые кроссовки, а другая – только левые. Соединять их в пары можно уже на складах заказчиков. Все. Воровство прекратилось.
Творческие способности помогают преодолевать рутину будней и замечать необычное в обычных вещах. Благодаря творчеству человек становится любопытным и начинает видеть то, на что раньше не обращал внимание. Развитие творческих способностей помогает повысить свою эффективность в работе, и в личной жизни, говорит эксперт.
«Состояние потока»
Американский психолог венгерского происхождения, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия Михай Чиксентмихайи в течение 50 лет интервьюировал и изучал поведение людей разных творческих профессий, которые достигли весомых результатов в своей области. На основе своих наблюдений он пришел к выводу, что, создавая свои шедевры или делая научные открытия, они входили в некое «состояние потока».
И в 1975 Михаем Чиксентмихайи была предложена концепция «состояния потока». Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определённой сферой, процессом. Находясь в этом психическом состоянии, человек полностью включён в то, чем он занимается.
Те, кто хоть раз испытал нечто подобное, описывают данное состояние как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенности в себе. В состоянии потока у человека повышаются коммуникативные способности, умение чётко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. Кроме того, он лучше усваивает информацию, у него активизируются память и способности к анализу информации, и в связи с повышенной активностью наблюдается лёгкая форма беспокойства.
Состояние потока – особое состояние сознания, когда человек настолько сконцентрирован на том, что делает в данный момент, что полностью погружается в этот процесс. Он чувствует себя эффективным¸ продуктивным, не чувствует трудностей, получает удовольствие от того, чем занимается. К нему приходят различные идеи, он активен. Самое интересное, что глубокое погружение в процесс деятельности заставляет напрочь забыть о времени.
Подобное состояние возникает, когда человек занимается тем, что ему интересно. В этой деятельности он может черпать вдохновение, сообщает Алина Денисова.
Согласно Чиксентмихайи, переживанию потокового состояния способствуют:
- Ясные цели (различимые ожидания и правила).
- Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
- Потеря чувства времени.
- Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
- Равновесие между уровнем способностей человека и сложностью задания (деятельность не оказывается для него слишком лёгкой или сложной).
- Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
- Деятельность сама по себе воспринимается как награда, она осуществляется без усилий.
Что нам мешает?
Творить, выдумывать, пробовать нам часто мешает погружение в «рутину будней». Приходится постоянно выполнять обязательные задания, которые порой можно сделать «на автомате», быстро реагировать на возникающие проблемы.
К тому же мы легко отвлекаемся, иногда не можем полностью на чем-то сфокусироваться. Мы тратим энергию на общение в социальных сетях, мессенджерах, болтовню по телефону. Внимания и сил на решение важной задачи уже не остается. Потому, продолжает эксперт, надо уметь разгружать себя и сосредоточиваться на том, что нужно сделать во что бы то ни стало.
А лень? Так наш организм защищается от того, что нам неинтересно, считает Алина Денисов. Состояние лени возникает, когда нет внутренней мотивации или ее не хватает.
Бывает и так, что человек чувствует: потенциал у него есть. Но что с ним делать, куда можно приложить нерастраченные силы, что принесет весомый результат, человек не видит. Часто творческие порывы гаснут из-за скептицизма окружающих. Последние убеждают стремящегося к творчеству в том, что у того нет для этого способностей.
Что способствует развитию творческого потенциала?
Алина Денисова советует найти источник вдохновения - то, что будет интересно именно вам. Обязательно отследите свое состояние. В стрессе и тревоге, когда мы находимся в постоянном напряжении, творческие импульсы пробиться не смогут. Значит, надо сбалансировать работу и отдых, научиться расслабляться. Необходимо найти деятельность, от которой вы будете получать удовольствие.
Если задача кажется очень сложной, вспомните о правиле 15 минут. Оно гласит: попробуйте начать и позанимайтесь этим хотя бы 15 минут. Дальше будет легче. Через 15 минут человек уже втягивается, ему становится понятно, какие действия требуется выполнить. Деятельность структурируется, процесс идет уже как будто сам по себе.
Также развитию творческого потенциала способствуют:
- Любопытство и интерес. Люди с творческими способностями любопытны, у них всегда возникает много вопросов к окружающему миру. Им все интересно.
- Привычки силы. Представьте вокруг себя стену защиты от отвлекающих факторов. Когда мы над чем-то работаем, важно на этом сфокусироваться. Уметь переключаться из состояния открытости на состояние сосредоточенности. В состоянии открытости происходит генерация новых идей, изучение нового. В состоянии сосредоточенности внимание сконцентрировано уже на выполнении определенных действий, разработке идеи. Сосредоточению помогает организация своего пространства, куда никто не заходит, не отвлекает. Предупредите окружающих, что сейчас нельзя вас отвлекать, отключите на время телефон, переведите его в беззвучный режим.
- Постановка цели. Когда мы продумываем планы на текущий день, ставим перед собой заманчивую цель, это позволяет создать мотивацию. Ложась спать, подумайте о чем-то приятном, что ждет вас завтра. Привлекательная для вас деятельность будет мотивировать и создавать правильный настрой.
- Постепенное усложнение. Чтобы достичь состояния потока, нужно найти баланс между сложностью задачи и навыками. Следует понимать, какие навыки нужны для выполнения задачи. Если они есть, определенные задачи будут по силам. Приобретая новые навыки, надо постепенно усложнять задания. Сначала учатся кататься на трехколесном велосипеде, потом на двухколесном. Другой пример: сначала катаются на коньках с опорой, потом постепенно пробуют прокатиться без нее. Освоив это, переходят к поворотам, прыжкам, вращениям, увеличивают скорость, объясняет эксперт. Выбирая задачи по силам, которые дадут ощутимый результат, человеку становится проще входить в состояние потока.
Состояние потока помогает решать творческие задачи и справляться с неприятностями. В таком состоянии можно черпать ресурсы, вдохновение, мобилизовывать свои способности, знания и умения, отвлекаться от негатива. Развитие творческих способностей помогает справляться со стрессом, переживаниями и реализовывать свой потенциал.