Четверг, 12 декабря 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Снова в школу!

freepik
Фото: freepik

Начало учебного года – сложная пора не только для школьников, но и для их родителей: после долгих и беззаботных летних каникул вхождение в новый ритм жизни с четким соблюдением режима дня требует определенных усилий от всех членов семьи. Как помочь ребенку справиться с трудностями учебного года? Что могут сделать родители, чтобы облегчить школьнику процесс учебы?

 

На вопросы отвечает наш эксперт – врач-психиатр, психотерапевт ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России» Анна Сычугова

 

Чтобы дети хорошо учились в школе, успевали посещать дополнительные занятия в кружках и спортивных секциях и при этом школьная жизнь не казалась им слишком трудной и напряженной, родителям следует прислушаться к следующим советам.

 

Совет 1. Следите за психо­эмоциональ­ным состоянием ребенка

Хроническое пере­утомление школьников – настоящий бич нашего времени. Симптомы переутомления чаще проявляются в конце учебного года, но многие дети начинают испытывать их уже в сентябре. Если ребенок в самом начале учебного года становится ленивым, капризным, раздражительным или начинает грубить, если у него наблюдаются перепады настроения или днем он чувствует сонливость, а ночью долго не может заснуть, если он не может сосредоточиться, становится невнимательным или начинает худеть без видимых причин, это означает, что у него хроническое переутомление. Особенно тревожными признаками являются плаксивость, снижение или потеря аппетита, головные боли. Для избавления школьника от хронического переутомления необходимо оптимизировать его режим дня, по возможности снизить учебные нагрузки, нормализовать питание и сон, а также следить за тем, чтобы ребенок каждый день гулял на свежем воздухе и больше двигался.

 

Совет 2. Режим, режим, режим!

Грамотно организованный режим дня школьника – это залог его хорошей успеваемости, высокой работоспособности, правильного физического развития и нормального здоровья. Режим дня позволяет воспитать полезные и устойчивые привычки и выработать прочные рефлексы, которые нередко сохраняются на всю жизнь. Особенно важно в одно и то же время принимать пищу и ложиться спать. Питание должно быть регулярным: завтрак, обед, полдник и ужин, а промежутки между приемами пищи не должны быть больше 3,5–4 часов. В этом случае у ребенка всегда будет хороший аппетит, а еда будет лучше усваиваться. Не забывайте также обеспечивать ребенку полноценный отдых и играть с ним.

 

Совет 3. Определите школьнику четкое время для выполнения домашних заданий и требуйте неукоснитель­ного соблюдения этого графика

Лучше всего начинать выполнение домашних заданий в 15–16 часов, пока у ребенка не накопилась усталость. Именно в этот промежуток времени у детей наблюдается физиологический подъем трудоспособности: они могут сделать уроки быстрее и лучше усвоить учебный материал. Важно следить за тем, чтобы на выполнение домашних заданий не уходило слишком много времени: первоклассник должен выполнять их за 1 час, второклассник за 1,5 часа, а ученик 3–4-го класса – не дольше 2 часов. Если ребенок не успевает все сделать в отведенное время, родители должны выяснить причину этой проблемы и устранить ее. Выполнение домашних заданий следует начинать с самых сложных для ребенка предметов, а когда все уроки будут сделаны, школьнику будет полезен активный отдых.

 

Совет 4. Ограничьте ребенку время работы за компьютером

Детям в возрасте от 7 до 9 лет рекомендуется проводить за компьютером не более 40 минут в день, а школьникам 10–18 лет – до 1,5 часа. К сожалению, дистанционное обучение, которое по известным причинам достаточно часто используется в учебном процессе в последнее время, вносит свои коррективы в эту рекомендацию, но важно помнить, что детям нельзя день напролет сидеть за компьютером.

 

Совет 5. Всегда хвалите ребенка за его успехи

Похвала родителей важна для школьника любого возраста – каждый ребенок должен чувствовать их поддержку и заинтересованность в его успехах и достижениях. Необходимо поощрять ребенка за успехи. Одобрения и похвала придают ребенку чувство уверенности в своих силах: он осознает, что его успехи важны для родителей.

 

Совет 6. Не перегружайте школьника внешкольными занятиями

Одна из самых распространенных ошибок заботливых родителей – слишком большое количество дополнительных занятий, в которые они вовлекают своего ребенка из самых лучших побуждений. Конечно, каждому родителю хочется, чтобы их ребенок вырос успешным человеком, поэтому многих детей с ранних лет отправляют сразу в несколько спортивных секций, музыкальную школу, танцевальную студию, на курсы иностранных языков и кружок робототехники. Не переутомляйте детей многочисленными внешкольными занятиями! Достаточно посещения одного-двух кружков или секций – самое главное, чтобы самому ребенку нравилось заниматься в этих секциях. Никогда не заставляйте ребенка насильно ходить в секции или кружки, которые ему не нравятся – этим вы причините ему только вред.

 

Совет 7. Чаще общайтесь с классным руководителем

Если вы будете регулярно интересоваться поведением своего ребенка в школе и его успехами или проблемами, которые могут возникать в школьной жизни или в коллективе сверстников, это поможет своевременно отследить тревожные тенденции и предупредить негативные последствия выявленных проблем.

 

Совет 8. Всегда спрашивайте ребенка о его школьных друзьях, а также о том, не обижают ли и не притесняют ли его одноклассники

Интересоваться школьной жизнью ребенка очень важно! Дети часто скрывают от учителей и родителей издевательства одноклассников, потому что стыдятся этого и боятся рассказывать об этом взрослым. Переживания ребенка, вызванные таким отношением сверстников, могут в будущем перерасти в серьезные проблемы с психикой.

 

Совет 9. Если у ребенка в школе произошел какой-то конфликт, не спешите вмешиваться или реагировать на сложившуюся ситуацию

В школьной жизни у детей часто возникают какие-то трудности – это могут быть проблемы в общении со сверстниками или конфликт с учителем. В таком случае не торопитесь яростно защищать своего ребенка и оправдывать его или, наоборот, ругать и обвинять в произо­шедшем. Прежде чем что-то предпринимать или как-то реагировать на случившееся, постарайтесь вникнуть в ситуацию и разобраться, что именно произошло: поговорите с учителем или с родителями других детей, чтобы прояснить картину конфликта. Вы должны получить информацию и конструктивно разрешить конфликт, а не участвовать в «разборках». Возможно, именно ваш ребенок стал причиной конфликта, и в этом случае нужно объяснить ему, что он поступил неправильно и почему так поступать не следует. Если виноват другой участник конфликта, то нужно принять меры, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

 

Совет 10. Не спешите ругать ребенка за двойку

Помните, что

дальнейшее поведение школьника зависит от вашей реакции на его плохую отметку: при правильной реакции родителей ребенок захочет исправить свою плохую оценку, а не­адекватная реакция может полностью убить у него желание учиться. К тому же ваша резкая или негативная реакция на двойку может резко снизить его самооценку. Реагируйте на двойку спокойно: объясните ему, что неудачи бывают у всех, но нужно больше стараться и стремиться к лучшим результатам. Узнайте причину плохой оценки и помогите ему исправить ситуацию.

 

Анна Сычугова

Анна Сычугова

Эксперт

Врач-психиатр, психотерапевт ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up