Вторник, 23 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Ускорение для первостольника

Как консультировать посетителя аптеки грамотно, экономя при этом его и свое время
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Задача аптеки как учреждения здравоохранения – оказать квалифицированную лекарственную помощь. Задача аптеки как коммерческого предприятия – получить прибыль.

Наш эксперт – провизор, заведующий аптекой Евгений Соловьев.

 

И помочь, и продать

Хорошая лекарственная помощь невозможна без фармацевтического консультирования, на которое порой уходит немало времени. А прибыль во многом зависит от пропускной способности аптеки, то есть чем больше клиентов успеешь обслужить, тем лучше.

Есть показатель таймлапс, отражающий количество времени, отводимого на одного посетителя аптеки. В сетевых дискаунтерах он составляет полторы–две минуты. Другие аптеки могут позволить себе уделить несколько больше времени пациенту, но оно в любом случае ограничено. Возникает проблема: как совместить жесткий таймлапс и провизорский профессионализм? Думаю, что в первую очередь важно избегать распространенных ошибок.

 

Как сэкономить время

Не начинайте «с чистого листа»

Нередко пациент, обращаясь в аптеку, называет не конкретный препарат, а свою проблему: что-нибудь от простуды, от головной боли, от боли в суставах и т. п. При этом первостольник начинает задавать массу вопросов, пытаясь выяснить, какое лекарство требуется посетителю. На это уходит время. Проблема снимается одним вопросом:

– Что вы раньше принимали в таких случаях?

Как правило, симптомы появились не в первый раз в жизни, и у пациента есть опыт, которым следует воспользоваться. При этом можно предложить аналог названного препарата, если это входит в коммерческий интерес аптеки. Но право выбора должно всегда оставаться за пациентом.
Важно сделать фармацевтическое консультирование очень конкретным и доходчивым, иначе можно потерять не только время, но и клиентов.

 Не заглядывайте в кошелек посетителя

Бывает, что после того, как посетитель озвучил свою проблему, первостольник огорошивает его вопросом:

– Вам в пределах какой суммы? Подешевле или подороже?

Считаю такой вопрос недопустимым. Во‑первых, это незаконно: в аптеке должны предлагать препараты, начиная с низкой ценовой категории. Во‑вторых, это бестактно, не нужно считать деньги в чужом кармане. В‑третьих, это отвлекает посетителя от его цели. Он пришел решать вопросы здоровья, а тут его внимание переключают на другие моменты, что тоже затягивает процесс обслуживания.

Рассказывайте о препарате, а решение о том, устраивает цена или нет, примет сам посетитель.

 
Ориентируйтесь на цели пациента

Если провизор или фармацевт очень высоко замотивирован на продажи целевых препаратов, то он зачастую начинает рассказывать о них всем посетителям. Долго говорят о свойствах, преимуществах и уникальных особенностях препарата, упуская при этом главный вопрос: зачем?

Если вы не скажете, чем именно будет полезен данный препарат пациенту, то все ваши рекомендации превращаются в пустую трату времени.

 

Структурируйте свои знания

У каждого квалифицированного провизора и фармацевта в голове огромный объем информации по лекарственным препаратам. Профессионалы помнят фармакологические группы, фармакодинамику, фармакокинетику и много других сложных вещей. Однако простой вопрос пациента порой выбивает первостольников из колеи. Например, они не могут сказать, чем лучше запивать лекарство, можно ли его принимать на голодный желудок и т. д. Важно сделать фармацевтическое консультирование очень конкретным и доходчивым, иначе можно потерять не только время, но и клиентов.

Создайте для себя схему, которая поможет вам отвечать на вопросы по препаратам. Например:

  • для чего этот препарат?
  • для каких пациентов он оптимален (детей, пожилых, имеющих аллергию и т. д.)?
  • с какими препаратами совместим и не совместим?
  • когда и как принимать?
  • как хранить?
  • кому противопоказан?

 

Позаботьтесь о будущем

Для первостольника важно думать не только о том, что он успешно продал товар сейчас, но и о возможных последствиях. Допустим, он рекомендовал и продал препарат, который пациенту не помог или вызвал нежелательную реакцию. После этого пациент пришел в аптеку и стал во всеуслышание предъявлять претензии, ругая тех, кто продал ему «эту дрянь». Это и репутационный риск, и испорченное настроение, и непродуктивная трата времени как самого первостольника, так и руководства. А избежать негатива очень просто.

После отпуска лекарственного препарата следует обязательно предупредить пациента о необходимости обращения к врачу, если не наступит улучшение и в случае нежелательных реакций.

Пяти секунд объяснения достаточно, чтобы предотвратить массу неприятностей в будущем.

 

Евгений Соловьев

Евгений Соловьев

Эксперт

Провизор, заведующий аптекой

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up