В последние годы рост рынка косметических средств для мужчин набирает обороты, а их ассортимент серьезно расширяется. А как известно, именно спрос рождает предложение. Так что же (или кто) заставляет наших современников все глубже погружаться в мир красоты?
У истоков красоты
Искусство украшать себя (от греч. kosmetike) было присуще мужчинам всех времен и народов. Своими корнями beauty-средства для представителей сильного пола уходят в глубокую древность. Еще в Древнем Египте существовал обряд очищения полководцев, вернувшихся после сражения: в течение нескольких дней жрецы восстанавливали их здоровье с помощью грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово-овощных смесей, кислого ослиного молока, молодого пива и водных процедур. Наравне с женщинами мужчины того времени завивали волосы, красили глаза и брови составом, который назывался мастим, что означало «цвет, делающий глаза говорящими». Это не только подчеркивало взгляд, но и предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра. Мужчины придавали лицу «боевой раскрас» еще и для того, чтобы отпугнуть злых духов и иметь успех на охоте. «Первопроходцы» быстро поняли, что в чистом виде красящие пигменты губительны для кожи. Они стали смешивать их с маслом и животными жирами, положив начало первым мужским кремам.
Кстати, первые солнцезащитные препараты также родом из южных стран (Индии, Персии, Аравии). Там в качестве оберега от палящего солнца и ветра (особенно во время походов) воины использовали смеси кунжутного, оливкового, касторового масел с овечьим и воловьим жирами.
В Древней Греции стареющие мужчины тайком посещали дом кудесника-космета (современного косметолога). С помощью особых растираний и водных процедур целитель возвращал им молодость и силу. Японские красавцы с давних пор любили ухаживать за собой: маникюр, педикюр и паровые ванны были для них вполне обыденным занятием. Чтобы всегда выглядеть загорелыми и атлетичными, индейцы майя натирали тела красной мазью с добавлением липкой смолы дерева стиракса.
В ногу со временем
Если в совсем недалеком прошлом косметические экспонаты для мужчин занимали на полочке в ванной площадь не более 15 см2, то сегодня все возвращается на круги своя и косметика «для него» вновь оказывается на гребне волны. Современный мужчина более раскрепощен и свободен в выборе всего, в том числе и beauty-средств (благо ассортимент позволяет). Он все больше времени и средств готов тратить на свою внешность. Ведь ухоженность и привлекательность – залог успеха как в профессиональной, так и в личной сферах. Наши вторые половины больше не хотят довольствоваться средствами из женской «косметички». Они готовы получить beauty-независимость. У них появилась четкая необходимость в специально разработанном для них подходе. Не зря каждая уважающая себя марка уже обзавелась мужской линией, состоящей как минимум из трех средств (гель для бритья, бальзам после и универсальный anti-age-продукт). А лидеры косметической арены стараются регулярно пополнять свой мужской «портфель», который по разнообразию ассортимента ни в чем не уступает женскому арсеналу.
Мужской максимализм
Производители косметики в один голос заявляют, что мужчины – аудитория особая и порой еще более привередливая, чем женская. Их жесткий отбор проходят не все экспонаты косметического рынка. Статус фаворитов и верных спутников завоевывают лишь избранные. Мужчинам-потребителям очень важно увидеть эффект уже после первых применений. Их привлекает легкая текстура, которая бесследно впитывается и незримо работает на результат. Аромат средства для них гораздо важнее, чем для женщины. Если дама готова смириться с неприятным запахом продукта в пользу его чудо-действия, то мужчина будет искать свой идеал – грамотное соотношение комфорта и качества. Стремительное развитие рынка высоких технологий способствует росту мужского интереса и к многофункциональным продуктам ухода: масло для бритья 2в1 – мягкое бритье плюс увлажнение; шампунь для придания объема волосам и против перхоти в одном флаконе; бальзам после бритья с anti-age-эффектом.
Ароматный мир
Что касается ароматов – это, пожалуй, самый необходимый аксессуар настоящего мужчины. Парфюмерию представители сильного пола приобретают даже чаще, чем их спутницы. По данным опроса, ароматами в России пользуется 84% мужчин (и 96% женщин), при этом у 14% ценителей духов дома хранится более 6 флаконов на все случаи жизни. Еще одна приятная тенденция: мужчины все чаще готовы экспериментировать - менять свой привычный аромагардероб и даже выходить за пределы полюбившегося парфюмерного Дома. Меняются и вкусы мужской аудитории: на место тяжелых, брутальных смесей приходят более легкие и свежие композиции. По мнению экспертов, такие перемены связаны с тем, что повышенный интерес к парфюмерии проявляет молодежь. А вот то, в чем герои нашего времени всех возрастов не изменяют себе: если аромат действительно пришелся им по душе, более 50% из них готовы сразу купить максимальный его объем и всю банную линию в придачу.
Чтобы идти в ногу со временем и держать марку, многие ароматы начинают обзаводиться облегченными версиями с пометкой «sport» (Armani Code Sport, YSL Homme Sport). А некоторые парфюмеры добавляют еще больше «прохлады» в свои культовые освежающие воды (L’Eau D’Issey pour Homme Oceanic Expedition; L'eau Par Kenzo New Pour Homme).
Медленно, но верно
Неудивительно, что процент мужчин, заботящихся о своей внешности, в Москве и других мегаполисах значительно выше, чем в средних и малых городах России. Эксперты отмечают, что растет он и в столице, и в провинции. За последние годы появилось много новых косметических профессиональных продуктов и процедур для сильного пола. Не может не радовать тот факт, что сегодня около 30% посетителей салонов красоты и клиник – мужчины и число их постоянно растет. Возрастная категория – примерно от 29 до 60 лет. Чаще всего это владельцы бизнеса, руководители и топ-менеджеры крупных компаний. Если средства ухода наши герои приобретают (уже!) самостоятельно, то испытать на себе те или иные процедуры они чаще всего соглашаются по наводке свои вторых половинок. Самая популярная салонная процедура у мужчин – маникюр. Нередко они ограничиваются лишь обработкой ногтей, исключая покрытие бесцветным или матовым лаком. Мужской педикюр менее востребован. Однако те, кто однажды преодолел стереотип, ходят на эту процедуру регулярно. А самые продвинутые пользователи практикуют даже омолаживающие инъекции красоты.
Почти 40% представителей сильного пола признают проблему с лишним весом. При этом мужчины не сторонники жестких диет, а результат хотят получить быстро и надолго. Спорт тоже не всегда панацея – увы, не все готовы регулярно посещать фитнес-клуб. По наблюдениям косметологов-эстетистов, мужчины – частые гости на процедурах, включающих коррекцию фигуры при помощи неинвазивного лазерного липолиза (безболезненное расщепление и естественный вывод жировых клеток под действием низкоинтенсивного лазерного излучения). Кстати, по мнению многих косметологов, у мужчин процесс похудения идет значительно быстрее, чем у женщин, и результат закрепляется надолго.
Лайфхаки для мужчин
- Чтобы лезвие не засорилось пеной и волосками, посоветуйте мужчинам, практикующим традиционное бритье, держать станок почти перпендикулярно к лицу. Так можно значительно увеличить срок его службы.
- Чтобы гель для бритья не обезвоживал кожу, вспенивать его лучше в руках, а не на лице. Важно не переборщить и с количеством: достаточно «порции», равной грецкому ореху.
- Еще один нюанс: чтобы не спровоцировать «засуху», в средстве после бритья не должно быть спирта. В обязанности этого продукта входит реанимировать кожу: снимать воспаления, увлажнять и тонизировать ее. Особенно продвинутые экспонаты в качестве бонуса предотвращают жирный блеск и устраняют несовершенства с помощью салициловой и гликолевой кислоты (CodePurete, Vichy Homme).
- Стереть с лица следы усталости и перезагрузить кожу, как после нескольких дополнительных часов сна, способны средства (гель для умывания, увлажняющий крем, крем для кожи вокруг глаз) с содержанием женьшеня, витамина С, кофеина, гуараны, экстракта спирулины и мятной воды.
- Антибактериальный и заживляющий эффект оказывают продукты с маслом чайного дерева, экстрактами арники, ромашки и термальной водой.