Главная проблема подростков – потеря психологического равновесия. Моральный вакуум, в котором они оказываются, утратив душевное спокойствие ребенка, за которого все решают родители, и еще не обретя свободы и уверенности взрослого. Ребенок становится заложником эмоциональной депривации и агрессивных психологических защит. Отсюда – депрессивные настроения, импульсивность, раздражительность, тревожность, неуправляемое поведение, обостряющие и без того конфликтную среду общения школьников разных национальностей, с разными менталитетами, языковыми барьерами, из разных социальных групп, с разными воспитанием, вкусами, интересами и т.д.
На этой почве часто возникает вопрос: актуально ли вмешательство родителей в школьные конфликты детей, если они становятся жертвами бойкотов, травли, насилия, драк на межнациональной почве, уличных «разборок» после учебы?
Рекомендации дает наш эксперт – социальный и организационный психолог Елена Шпиз.
Вмешательство взрослых в школьные конфликты с участием детей может быть не только допустимо, но и необходимо, если оно конструктивно. Поэтому имеет смысл обратиться к современным технологиям медиации, которые уже несколько лет применяются российскими «школьными службами примирения», в структуру которых входят взрослые кураторы и ученики 7-11 классов, прошедшие обучение «восстановительной медиации» – метода «восстановительного правосудия».
Этот вид медиации направлен не на выявление и наказание виновного, а на самостоятельное урегулирование конфликта и его последствий непосредственными участниками (с помощью медиатора) – через восстановление взаимопонимания, позволяющего противникам осознать ответственность за свои действия и вызвать у обидчика добровольное желание возместить ущерб (моральный, физический или материальный), нанесенный пострадавшему.
Сами названия технологий – «восстановительная медиация», «восстановительное правосудие» – связаны с тем, что они подразумевают урегулирование конфликта и его последствий с помощью восстановления целостности группы, расколовшейся на обидчиков и потерпевших («восстановительного сообщества»). Эти технологии уходит корнями в исторические «восстановительные формы» разрешения конфликтов: сельский сход в русских общинах, «семейные конференции» в Новой Зеландии, «круги примирения» у индейцев и т.д.
В «школьные службы примирения» обязательно входят куратор (социальный педагог, психолог, завуч родитель и т.д.) и не менее 10 старшеклассников, роль которых особенно важна, поскольку они говорят с другими учениками на одном языке и пользуются у них доверием и авторитетом. Также по желанию в школьную службы медиации могут войти и другие взрослые (учителя, родители и т.д.).
Важно: Деятельность «школьных служб примирения» находится в правовом поле. Данная практика официально поддерживается Министерством образования и законодательством РФ (Федеральный закон № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). Соответственно, все решения, принятые в рамках школьной медиации, в случае необходимости могут быть юридически закреплены и защищены.
Какие бывают медиаторы?
В профессиональной организационной медиации выделяется пять типов медиаторов:
- третейский судья – прекращает конфликт волевым решением, которое не обжалуется;
- арбитр – определяет правого и неправого, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому медиатору;
- посредник – нейтральная «третья сторона», обладающая специальными знаниями: обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение принадлежит оппонентам;
- помощник – организует встречу, но не участвует в обсуждении;
- наблюдатель (фасилитатор) – своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение и облегчает взаимодействие сторон.
В реальных ситуациях директора или завучи школ регулярно выступают в качествах «третейских судей» и «арбитров» как лица, обличенные властью, но при этом часто не имеющие навыков и личностных качеств медиатора. По этой причине они часто не могут разобраться в сложных ситуациях и принимают несправедливые решения, оставляющие глубокие негативные следы в сознании детей.
Отмечу, что овладение навыками медиации необходимо школьным руководителям и педагогам, поскольку они способствует повышению эмоционального интеллекта, умению управлять агрессией и регулировать конфликтные ситуации не силовыми, а технологичными методами. В частности, с помощью восстановительной медиации, для которой актуальны функции «посредника» и «фасилитатора».
Рекомендация: Если вы хотите контролировать конфликтные ситуации в школе, где учится ваш ребенок, то имеет смысл войти в службу школьной медиации или инициировать ее создание.
Подобную инициативу лучше всего оформить в виде официального письма от родительского комитета на имя директора школы со ссылкой на поддержку «школьных служб примирения» (служб школьной медиации) со стороны Министерства образования (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) и законодательства РФ (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").
Важно: Родитель, состоящий в «школьной службе примирения», не может выступать в качестве медиатора в разборе конфликта с участием своего ребенка, поскольку посредник должен быть беспристрастен. Однако данное ограничение не мешает родителю-медиатору участвовать в этом разборе в качестве заинтересованного лица и контролировать ситуацию в целом.
Родители-медиаторы могут участвовать в регулировании общей конфликтной обстановки в школе в рамках различных программ «школьной службы примирения», ориентированных на:
- предотвращение и нивелирование конфликтных ситуаций в школе;
- предотвращение асоциального поведения учеников;
- инициирование открытой защиты прав и интересов детей со стороны педагогов и школьной администрации;
- создание общей благополучной психологической обстановки в школе и т.д.
Вмешательство школьной службы медиации актуально в случаях:
- агрессивного конфликта с последствиями между двумя учениками (из-за чувств к девочке/мальчику; из-за того, что один ребенок обнародовал в соцсетях личную информацию другого и т.д.);
- агрессивного конфликта двух и более школьников (из-за мелкой кражи, нанесения вреда имуществу и других противоправных действий);
- агрессивного конфликта ученика и класса (ребенка травит весь класс; ребенок сам выступает против всего класса по определенному вопросу и т.д.);
- конфликта между группами в рамках школы (группы школьников дерутся на межнациональной почве; на почве социальных противоречий и т.д.);
- конфликта ученика/учеников и педагога (учитель не может найти общего языка со школьниками; учитель занижает оценки нелюбимым ученикам; учитель не принимает инновационных технологий; учитель отказывается обсуждать с учениками проблему и т.д.);
- конфликта ученика/учеников с администрацией школы (ученика/учеников хотят выгнать из школы, но дети с таким решением не согласны; директор злоупотребляет властью, принимая несправедливые решения в конфликтах и т.д.).
Важно: Обучение школьной медиации предполагает овладение юридическими знаниями, позволяющими медиаторам закреплять договоренности, достигнутые в рамках медиационных сессий, на правовой основе в случаях, когда это необходимо.
Принципы медиации:
- добровольность участия;
- информированность сторон о предстоящем процессе;
- конфиденциальность (по договоренности);
- ограничение количества участников медиации (важно присутствие только ключевых заинтересованных лиц);
- беспристрастное отношение к оппонентам (равная моральная поддержка обеих сторон);
- безоценочность (медиатор не дает оценок позициям оппонентов);
- предупреждение выпадов в адрес друг друга со стороны оппонентов;
- выслушивание всех по одному (если оппоненты перебивают друг друга, медиатор может выслушать стороны по отдельности и резюмировать ситуацию своими словами для предотвращения «базара»);
- единовременная поддержка одной темы разговора (во избежание манипуляций и смешивания разных проблем);
- отделение «что» от «как»: сначала «что» (конкретизация проблемы); затем – «как» (возможные пути решения, предлагаемые оппонентами).
Внешняя и внутренняя сторона вулкана
В борьбе за свое место в школьном коллективе подростки часто проявляют агрессию и отстаивают свою позицию не через дипломатичные стратегии, как взрослые люди (где-то уступая, где-то сглаживая), а через открытое соперничество, навязывая свое решение другим и провоцируя конфликт. Однако сам конфликт лишь внешняя сторона извержения вулкана. Питающая его раскаленная магма в сердце кратера – это мотивы, скрывающие неудовлетворенные потребности школьников в признании, справедливости, уважении, любви, самореализации и т.д. Медиатор помогает соперникам выявить непродуктивные элементы конфликта (не позволяющие его прекратить), а также истинные потребности сторон.
Один из механизмов школьной медиации – конфиденциальная «почта доверия», позволяющая ученикам сообщить в «школьную службу примирения» об опасных конфликтных ситуациях, скрытых провокациях и назревающих конфликтах, чтобы предотвратить открытые столкновения и их драматичные последствия.
Рекомендация: Участие в «школьной службе примирения» позволит и родителю, и ребенку-старшекласснику овладеть цивилизованными формами разрешения конфликтов с помощью механизмов метода «восстановительной медиации».
Основы организации и работы «школьной службы примирения» можно узнать на сайте «Судебно-правовой реформы», где также опубликованы официальные «Стандарты восстановительной медиации» и условия прохождения соответствующего обучения.