Суббота, 05 октября 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Выход в онлайн

5 инструментов для подготовки онлайн-выступления
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Пандемия загнала все встречи, совещания, семинары и даже школьные уроки в онлайн. Это заставляет готовиться к выступлениям на такого рода мероприятиях совсем по-другому.

 

«Принципиальной разницы между онлайн и офлайн выступлениями, на первый взгляд, нет, - говорит теле- и радиоведущий, тренер по публичным выступлениям Федор Баландин. -  Ведь во время выступлений и в онлайне, и в офлайне работают одни и те же инструменты. Но в онлайне совсем другая концентрация внимания. Когда мы встречаемся «живьем», сидим рядом на совещании, неловко посмотреть в телефон, отвести глаза, сказать выступающему, что пора закругляться. А в онлайне кто-то будет слушать внимательно, а кто-то краем глаза будет смотреть на экран и одновременно заказывать на дом пиццу или следить, чтобы ребенок не отвлекался от дистанционного урока. Внимание рассеивается, а задача оратора – активно использовать все способы, позволяющие его удержать. И научиться подавать себя перед камерой».

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, весной 2020 года 25% российских компаний начали использовать видеоконференции, а количество ежедневных пользователей zoom всего за три месяца возросло в 20 раз.

Если оставить за скобками технические детали (как сесть перед камерой, как выставить свет), остаются способы, заставляющие аудиторию слушать оратора, открыв глаза и уши и затаив дыхание.

 

Теория коммуникаций

Сначала небольшой ликбез. Выступление – это коммуникация, то есть общение. Первую модель коммуникации в 1948 году предложил Гарольд Лассуэлл. Она состоит из пяти основных элементов:

  • отправитель сообщения – спикер, который что-то сообщает;
  • само сообщение – информация, которую аудитория должна воспринять и запомнить;
  • адресат сообщения – аудитория;
  • канал передачи сообщения. Но это отнюдь не «одна бабка сказала» или «сарафанное радио». В теории публичных выступлений под данным термином подразумевается то, как сообщение передается, на что именно обращает внимание аудитория: как выступающий говорит, как звучит голос – высоко, низко, каков темп речи, в каких местах делаются паузы, мимика, жесты, на каком расстоянии от камеры находится оратор и т.д.;
  • результат, или эффект коммуникации.

Что касается практики, то с опорой на теорию выработаны пять основных инструментов публичных выступлений:

  • подготовка;
  • гигиена голоса (как увеличить выносливость голоса и управлять им);
  • целеполагание;
  • крючки внимания (как привлечь к себе внимание и его удержать);
  • голосовые регистры (помогают эффектно преподнести себя в эфире).

А теперь – подробности по каждому пункту.

 

1. Подготовка, или разминка для голоса

В онлайне мы говорим в микрофон. Но его задача – сделать голос полегче и быстрее донести его до собеседника. Потому микрофоны очень часто убирают нижние и верхние частоты. Получается, что выразительная интонация, которая присутствует в реальной жизни, через камеру и микрофон просто не передается. Значит, чтобы привлечь внимание аудитории, приходится общаться энергичнее. Но голос-то не железный, он быстро устает. Как быть? Для начала - размяться!

Согреться и прийти в тонус помогут несколько простых упражнений. Делать их надо стоя.

  1. Как следует разотрите ладони.
  2. Как следует прохлопайте свое тело: энергично похлопайте от кисти до плеча сначала по одной руке, затем – по другой, по груди, плечам, животу, бокам и ягодицам, бедрам, голеням.
  3. Потянитесь в свое удовольствие и чуть-чуть себя растрясите, как будто по всему телу пошла дрожь.
  4. Быстро-быстро потрясите головой. Расслабьте при этом челюсти.
  5. Снова потянитесь.

Все. Вы полны сил, готовы убеждать и глаголом жечь сердца людей. Для выступления «живьем» по 10-балльной шкале достаточно «разогреть» себя на 4-6 баллов, для выступления в онлайне необходимо «разогреваться» от 6 баллов и выше. Иначе зрители и слушатели заснут по прямо по ходу вашей речи.

 

2. Увеличиваем выносливость голоса, учимся им управлять

Чтобы научиться управлять голосом и повысить его выносливость, полезно каждый день делать голосовую зарядку.

  • Потяните сонорные согласные м, н, л. Почувствуйте, как звучит ваш голос, прислушайтесь и постарайтесь запомнить свои ощущения.
  • Представьте, что согреваете руки. Подуйте на них. Но беззвучно. Шепот, как и крик, не идет голосу на пользу. Просто дышите на руки теплым воздухом.

Обратите внимание: в этом случае воздух выталкивается животом. Это и есть правильное глубокое дыхание. Теплым воздухом мы согреваем голосовые связки. Также создается некое подобие зевка, верхнее небо приподнимается, освобождая место для звука.

  • Представьте, что держите в руках замерзшего воробышка. Согрейте одно крылышко, другое, лапки и, когда он выпорхнет, проводите его теплым выдохом.
  • По максимуму вытащите язык изо рта и произнесите согласные к, г.
  • Еще раз потяните м, н, л.

Каковы ощущения? Голос изменился? Стал ниже? Должно создаться впечатление, что челюсть нижняя немного раздвинулась и горло стало шире. Когда разогревались, глотка раскрылась. Она часто зажата, и голос из-за этого становится плоским, теряет нижние регистры. Как только горло раскрывается, мы слышим тот голос, что дан нам природой. Он становится не только наполненным, но и сексуальным.

 

3. Найти цель

Ответьте на вопрос: «Зачем я выступаю?» Чтобы что-то рассказать? Защитить проект? Неправильно! Цель – это результат коммуникации, действие, на которое ваша речь должна подтолкнуть аудиторию. Значит, цель выступления – чтобы аудитория купила, пошла, запомнила, подписала договор, удивилась, рассердилась, повысила самооценку и т.п. Сфокусируйтесь не на своих действиях, а на действиях слушателей и зрителей.

В офлайне можно простить и двух-, и трехчасовые совещания и переговоры, но в онлайне все очень сжато. Надо четко понимать, зачем вы здесь ок5азались и все это говорите.

«Я обычно рекомендую написать на стикере цель (прийти к единому мнению, мотивировать сотрудников, изменить отношение) и положить листок рядом с собой. Время от времени надо в него посматривать и мысленно соображать, приближает ли сказанное вами аудиторию к намеченной цели. Когда задают вопросы, тоже лучше сверяться с листочком и мысленно себя спрашивать: это имеет отношение к цели или уводит в сторону? – советует Федор Баландин».

 

4. Подцепить на крючок

Все понимают: чтобы держать внимание, надо говорить о том, что интересно и важно для аудитории. Но когда дело доходит до практики, оказывается, что не так все просто.

Свое надо выступление анонсировать (рассказать, о чем пойдет речь) и обозначить регламент – объяснить правила общения, как и когда задавать вопросы.  Аудитория поймет, что будет происходит, и включит внимание.

Можно затем «включить» ментальный интерактив: «Я задам вопрос, попытайтесь на него ответить» - и человек уже внимательно слушает, ищет ответ, внутренне вступил в диалог с оратором. Это также могут быть задание, предложение что-то вспомнить или представить, отсыл к личному опыту каждого из слушателей и зрителей.

Необходимо придать своему голосу авторитетность (статусность). Он должен быть глубоким, уверенным. Собственно, именно для этого мы и делаем упражнения для голоса и разогреваемся перед выступлением.

Подумайте о контакте глазами. Куда мы смотрим во время выступления? Да на себя, любимого! Как же я хорош! Но аудитории важно видеть глаза выступающего и общаться с ним взглядами. Если сложно общаться с камерой или черным объективом, рядом с камерой можно поставить любимую игрушку, фото любимого актера, человека, который близок и дорог. И общаться уже с ними, отдавать им всю теплоту и любовь. У аудитории же будет ощущение, что ваши эмоции адресованы ей.

 

5. Голосовые регистры

Очень важно, как, каким тоном, с какой интонацией вы разговариваете с аудиторией. Условно говоря, какие голосовые регистры вы используете в общении. Всего их пять: воин, маг, принц, король и самозванец.

Воин нужен, если хотите кого-то куда-то позвать, увлечь за собой. Голос энергичный, жесткий. Одним словом, вы вождь и глашатай, Ленин на броневике.

Маг – если хотим успокоить, задеть сокровенные струны души. Темп речи поневоле замедляется, голос становится тише, смягчается.

Принц – это безудержный восторг, именины сердца, день рождения души. Какой это был отпуск! Как я рад встрече с вами!

Король – этот регистр подчеркивает статус говорящего, значимость его аргументации. Оратор спокоен, говорит ровно, обстоятельно. Представьте министра иностранных дел во время переговоров или на пресс-конференции. И продолжайте в том же духе.

Самозванец – это волнение. Он всегда говорит чуть громче, у него слегка подняты брови. Еще немного – и он взлетит. Данный персонаж появляется, когда мы испытываем стресс. Если заметили, что появился самозванец, но ни восторгаться, ни агрессивно воздействовать вы не собираетесь, почувствуйте, как ваши стопы соприкасаются с полом. Представьте, как вы корнями уходите в землю – и сразу окажетесь на уровне мага или короля. Все. Можно спокойно выступать.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Электронная версия газеты "ФМ. Фармация и Медицина"
logowb
Стратегический партнер аналитическое агентство DSM Group

Все опубликованные на сайте материалы предназначены только для специалистов в области медицины и фармацевтики и не предназначены для конечных потребителей лекарственных препаратов и медицинских услуг 2020 © Издательский дом «Стриж Медиа» Информация сайта защищена законом об авторских правах

Log in or Sign up