Вторник, 16 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   
Откуда берется кадровый голод
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Откуда берется кадровый голод

О кадровом дефиците в аптечной отрасли говорится и с высоких трибун, и на уровне рядовых сотрудников.

Фармлига: встреча лидеров
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Фармлига: встреча лидеров

В этом году ведущее маркетинговое агентство DSMGroupотмечает знаменательную дату – 25 лет со дня основания компании. Юбилей ознаменовался запуском широкомасштабного проекта – форума «Фармлига: встреча лидеров». Мероприятие прошло в совершенно новом формате. За одним столом с топ-менеджерами и соб

Пиар или движение к лучшему?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Пиар или движение к лучшему?

В последнее время Национальная фармацевтическая палата (НФП), Российская ассоциация аптечных сетей (РААС), ассоциация «Союзфарма» и другие профессиональные общественные организации стали инициаторами многих проектов, в том числе поддержанных на уровне Министерства здравоохране

Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!

Представляем первый весенний номер «ФМ. Фармация и Медицина».

Путь к сердцу покупателя
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Путь к сердцу покупателя

Что сделать, чтобы с первого контакта заслужить доверие покупателя? Как научиться говорить с ним на одном языке и предлагать именно то, что действительно требуется?

«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО

В минувшем году разразилось несколько громких скандалов по поводу недобросовестного инфобизнеса, когда клиенты ждали обещанного результата, но так и не получили его, заплатив немалые деньги. К сожалению, аналоги «инфоцыганства» глубоко обосновались и в сфер

Смотреть в будущее пора еще вчера
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Смотреть в будущее пора еще вчера

Январь традиционно связан с анализом событий минувшего года и построением планов на наступивший. Вспоминаем самое важное в прошедшем и на его основании создаем картины будущего.

В тренде прозрачность и автоматизация
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
В тренде прозрачность и автоматизация

В рамках выставки «Аптека‑2023» в инновационном центре «Сколково» прошла встреча работников фармотрасли, посвященная особенностям государственного контроля в аптечных организациях в 2023‑2024 гг.

«Аптечка» управленческих решений
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Аптечка» управленческих решений

Зачем заведующему пятиминутки и «песочницы»? Где взять кадры для небольшой сети? Как подтянуть слабого сотрудника, который любит аптеку, но систематически не выполняет план продаж?

Женское лицо преддиабета

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Как выстоять, если в твоем регионе открылось 70 аптек с громкими брендами и не менее громкими ценами?
Legion-Media
Фото: Legion-Media

 

Ценовой образ аптеки

Пациент экономит даже на лекарстве, и от этого никуда не денешься. Однако представление об аптеке с «кусачими» ценами и аптеке с доступными препаратами формируется не за один день. И даже не за пару недель. У дискаунтера ценовой имидж возникает за 4–5 месяцев. У обычной аптеки – за 6–7.

Дело в том, что «среднеарифметический» посетитель заходит в аптеку один раз в 25–30 дней. И перед тем, как человек отвернется от «места с заоблачными ценниками» или, наоборот, возьмет на заметку «адрес доступных лекарств», он посетит учреждение с зеленым крестом хотя бы два раза.

«Пара посещений» сотен людей сложится в общественное мнение. И даже «дорогую аптеку» бдительные жители района смогут переименовать в «обычную». При условии, что ценообразование будет выстроено правильно.

 

Вредный совет

«Если просто взять и поднять наценку, то первые полгода у вас все будет хорошо. А потом клиенты начнут уходить. А понять, что связано это именно с ценами, будет сложно… Рынок у нас такой! Да и конкуренты не дремлют».

Тяжело в учении…

Итак, сэкономить силы при выборе наценок вряд ли получится. Но система ценообразования – очень интересный предмет. При построении она сложна, а вот при поддержании – уже нет. Работа, трудная на первых этапах, становится благодарной в дальнейшем.

 

С чего начать?

Поможет статистика. Аналитические компании ведут учет реализации лекарств в самых разных регионах. Для города или области, где вы работаете, наверняка составлен рейтинг продаж по оптовым ценам дистрибьюторов (это важно – имеет значение не то, как заработала на наценке аптека, а востребованность препаратов «в принципе»). В рейтинге предстоит изучить… первые полторы тысячи позиций. Их нужно сравнить с данными вашей аптечной организации.

Объем работы, конечно, впечатляет, но стоит затраченных ресурсов.

Можно обнаружить, что лекарство, необходимое многим пациентам в вашем регионе, у вас… не очень-то и спрашивают. Именно так произошло у Александра Миронова и его коллег в начале работы с ценниками.

Одно (и более чем известное) наименование ривароксабана было 38‑м по популярности в Рязанской области. А вот в самой аптечной сети препарат оказался лишь на 198‑м месте. В 2018–2019 гг. лекарство вышло на одну из первых позиций. Им заинтересовался посетитель.

Труд с карандашами, таблицами и полной выкладкой уложился в новогодние каникулы. И помог обозначить «успешные» и «проблемные» точки в работе аптек. Списки препаратов, более востребованных, чем в области в целом (и, наоборот, почему-то неинтересных посетителям определенной аптечной организации), теперь можно было проанализировать.

На этом этапе кро­пот­ливая работа не заканчивается… Что же следует предпринять дальше?

 

Строим лесенку из цен

«Обратился за консультацией руководитель небольшой аптечной сети. У него наценка 20 % абсолютно на все препараты. Спрашиваю, как жизнь? «Да плохо, идет отток клиентов». И говорит, что может жить и на меньшую наценку – 19  %. Тогда формируем лестницу ценообразования. На одно лекарство 18 %, на другое 23 %. На одно средство – 28 %, на другое – 16 %».

Зачем нужны разные цены, и по какому принципу дифференцировать коэффициенты?

Одно лекарство берут с благодарностью даже при повышении цены. Увидев ценник на другое, возмущаются: где это видано – жизненно важный препарат Х подорожал на 5 рублей!

Задача провизоров и руководства – четко отличать одно от другого, стараясь не забыть и о промежуточных вариантах. По отношению посетителей к цене аптечный ассортимент можно разбить на пять категорий (почти как по цветам светофора):

  • зеленая – к изменению цены относятся спокойно;
  • голубая;
  • желтая – пограничное положение (менять наценку стоит с осторожностью);
  • оранжевая;
  • красная – малейшую перемену в сторону роста покупатель воспринимает в штыки.

 

Что делать с красным сигналом?

«Красные» лекарства – те самые, по которым определяется ценовой имидж аптеки. Говоря языком терминов, препараты-маркеры. В категории «красный свет высокой наценке» можно выделить и супермаркеры – те, из-за цены которых посетители возмущаются наиболее сильно.

 

Уходить в минус – не страшно

По возможности устанавливать ее на минимальном уровне. Если аптечная наценка будет меньше нуля, ничего страшного. Вы ведь не забыли, что рядом открылся крупный дискаунтер, на этапе завоевания территорий работающий в глубокий минус. Одновременно с этим придется корректно поднимать наценку на «зеленые» и «голубые» препараты.

 

Вырваться из окружения

Придется составить еще один список: таблицу ваших аптек и их конкурентной обстановки. Допустим, в вашей сети 10 аптек. У одной удобное расположение – и никаких конкурентов рядом. По соседству с другой разместился дискаунтер. Но…

«Ценовые завоеватели» сидят на 3‑м этаже торгово‑офисного центра. А ваша аптека – в отдельном одноэтажном здании. И поближе к автобусной остановке. Третья же аптека оказалась буквально в окружении: рядом – три представителя крупных федеральных сетей…

Берем уже знакомый алгоритм: аптеке в комфортном месте присваиваем «зеленую» категорию, аптеке в отдаленном соседстве с дискаунтером – «желтую». Аптечное учреждение в окружении получает «красную».

Помня, что ваша малая сеть – единый организм, корректируем дифференциацию наценок внутри каждой аптеки. И внимательно следим, как к этому относится посетитель.

В нынешних условиях «игра цен» идет, к сожалению, за счет пациента. Но именно она дает шанс сохранить для него и аптеку, и лекарства.

 

Все надо делать вовремя

Кстати, о конкурентном окружении. Самое главное – не опоздать. Узнали, что на вашей улице получает лицензию крупный ценовик – уже сейчас изучайте цены на сайте этой сети. По возможности воспользуйтесь парсингом – электронным сервисом по анализу цен конкурентов. Программы эти платные, но цена может быть разной, в зависимости от информации. Как вспоминает Александр Миронов, на первом этапе работа с сервисами требовала 25 тысяч рублей в месяц. В настоящее же время – 4–5 тысяч рублей. Аптечная организация научилась отличать необходимые сведения от необязательных.

Если же время упущено… Эксперт вспоминает собственный горький опыт: из-за промедления пришлось продавать аптеку за остатки. Купила ее крупная федеральная сеть.

К счастью, профессионалы на ошибках учатся. А посетители далеко не всегда уходят от малых аптечных учреждений. У небольшой фармацевтической организации – ряд преимуществ, которые не сможет отнять и даже воспроизвести никакой гигант рынка.

 

Узнали, что на вашей улице получает лицензию крупный ценовик – уже сейчас изучайте цены на сайте этой сети. По возможности воспользуйтесь парсингом.

 

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up