Суббота, 08 ноября 2025
Поиск
   

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
Вышел свежий номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел свежий номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»

Представляем октябрьский номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»!

Нормотворчество
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Нормотворчество

С сентября этого года вступили в силу новые Правила отпуска лекарственных препаратов, утвержденные приказом МЗ РФ № 100н от 07.03.2025. Практическая реализация приказа вызвала у сотрудников аптек немало вопросов, в частности по учету неверно оформленных врачами рецептов.

Страсти по марганцовке
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Страсти по марганцовке

Новые правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздрава России № 260н от 29.04.2025, стали предметом некоторого недопонимания со стороны сотрудников аптек. В частности, в телеграм-канале аптечного чата профессионалы развернули бурную дискуссию о трактовке инноваций Минздрава

Кто живет долго, но плохо
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Кто живет долго, но плохо

В рамках очередной Фармнедели на портале «Провизор-24» была затронута тема, которую крайне редко обсуждают профессионалы. Но ее актуальность для пациентов весьма высока.

Что, где и как размещать
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Что, где и как размещать

В числе законодательных новаций, вступающих в силу с 1 сентября этого года, находится приказ МЗ РФ № 260н от 29.04.2025 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения». Учитывая, что именно по хранению возникает больше всего вопросов при проведении проверок

Аккредитация или инквизиция?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Аккредитация или инквизиция?

Уровень отказов Федерального аккредитационного центра (ФАЦ) Минздрава России принял масштабы эпидемии. Особенно в отношении провизоров, имеющих большой стаж работы. Почему сложилась такая ситуация и как из нее выходить?

Забота или медвежья услуга?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Забота или медвежья услуга?

Отсутствие в отдаленных районах аптечных и медицинских организаций создает большую проблему для местных жителей. Помогут ли ее решить предложения, ставшие поводом для широкого общественного обсуждения?

Фармацевт - не продавец!
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Фармацевт - не продавец!

Есть направление системы здравоохранения, которому уделяется большое внимание во всех развитых странах, кроме, пожалуй, нашей любимой Родины. Оно называется «клиническая фармация» (не путать с клинической фармакологией!) и имеет огромный потенциал для общества и государства.

Профессию «провизор» хотят пустить под нож?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Профессию «провизор» хотят пустить под нож?

Квалификационные требования к фармацевтическим сотрудникам — предмет давних споров в профессиональном сообществе. В последнее время в этой связи обсуждали преимущественно ситуацию с провизорами. Новый законопроект приказа Министерства здравоохранения сдвигает фокус вниман

Сальвадор Дали: странный или не очень нормальный?

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
Legion-Media
Фото: Legion-Media

 Эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:
провизор;

  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.
Однако даже в июне 2019 года (на момент подготовки материала) сайт http://reestr.fgosvo.ru/выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.
В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обу­чения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up