Вторник, 10 декабря 2024
Поиск
   

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
Оправдаются ли надежды профессионалов?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Оправдаются ли надежды профессионалов?

Следующий год обещает быть сложным для многих провизоров: истекают последние сроки действия сертификатов. Кроме того, 1 сентября 2025 г. утратит силу приказ Минздрава России № 206н от 02.03.2023. Его сменит новый приказ, проект которого уже представлен для общественного обсуждения

Спреи от ринита. Что выбрать?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Спреи от ринита. Что выбрать?

Как эффективно лечить риниты и синуситы, чтобы избежать осложнений? Какие рекомендации давать пациентам в зависимости от ситуации?

Мужчина, женщина, лекарство
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Мужчина, женщина, лекарство

На самом высоком уровне в нашей стране высказывают крайнюю озабоченность вопросами демографии. Но вопрос влияния фармацевтических препаратов на мужское и женское здоровье пока не попал в центр внимания лиц, принимающих решения. Портал «Провизор‑24» в рамках традиционной «Фармн

Вышел новый номер газеты «Фармация и медицина»
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел новый номер газеты «Фармация и медицина»

Представляем свежий выпуск газеты «ФМ. Фармация и Медицина»

Система, дай списать!
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Система, дай списать!

Почему не валидируется код маркировки? Можно ли продать препарат, если система выдает ошибку? Как провести возврат товара?

Лидеры фармрынка подвели итоги и обсудили перспективы
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Лидеры фармрынка подвели итоги и обсудили перспективы

Форум «Фармлига: встреча лидеров» вновь громко заявил о себе, став местом встречи бизнеса и власти. Топ-менеджеры и собственники аптечных сетей, производители, дистрибьюторы получили возможность обменяться мнениями, задать острые вопросы представителям федеральных структур, занимающихся фармрынко

И вновь о рисках и штрафах
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
И вновь о рисках и штрафах

О готовящихся нововведениях в сфере регулирования обращения препаратов, подлежащих предметно-­количественному учету (ПКУ), мы писали еще на стадии законопроектов. Сейчас нормативные документы стали действующими. Что в связи с этим ожидает фармацевтов и провизоров?

В аптеке прифронтовой
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
В аптеке прифронтовой

Работу за первым столом легкой не назовешь: постоянное общение с очень разными людьми, необходимость четкого соблюдения правил, выполнение указаний. И это в обычных условиях. А как быть тем, чей первый стол находится в непосредственной близости от «переднего края»?

И это все отит

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
Legion-Media
Фото: Legion-Media

 Эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:
провизор;

  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.
Однако даже в июне 2019 года (на момент подготовки материала) сайт http://reestr.fgosvo.ru/выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.
В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обу­чения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up