Понедельник, 04 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Вышел новый номер газеты «ФМ. Фармация и Медицина»

Представляем февральский номер «ФМ. Фармация и Медицина».

Путь к сердцу покупателя
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Путь к сердцу покупателя

Что сделать, чтобы с первого контакта заслужить доверие покупателя? Как научиться говорить с ним на одном языке и предлагать именно то, что действительно требуется?

«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Инфоцыганочка» с выходом в НМиФО

В минувшем году разразилось несколько громких скандалов по поводу недобросовестного инфобизнеса, когда клиенты ждали обещанного результата, но так и не получили его, заплатив немалые деньги. К сожалению, аналоги «инфоцыганства» глубоко обосновались и в сфер

Смотреть в будущее пора еще вчера
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Смотреть в будущее пора еще вчера

Январь традиционно связан с анализом событий минувшего года и построением планов на наступивший. Вспоминаем самое важное в прошедшем и на его основании создаем картины будущего.

В тренде прозрачность и автоматизация
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
В тренде прозрачность и автоматизация

В рамках выставки «Аптека‑2023» в инновационном центре «Сколково» прошла встреча работников фармотрасли, посвященная особенностям государственного контроля в аптечных организациях в 2023‑2024 гг.

«Аптечка» управленческих решений
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
«Аптечка» управленческих решений

Зачем заведующему пятиминутки и «песочницы»? Где взять кадры для небольшой сети? Как подтянуть слабого сотрудника, который любит аптеку, но систематически не выполняет план продаж?

Пар ушел в свисток?
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Пар ушел в свисток?

Регулярные изменения законодательства держат работников аптек в состоянии постоянного изумления, как завещал Салтыков-­Щедрин. Одним из самых резонансных нововведений уходящего года стало Постановление Правительства РФ № 468 от 24.03.2023 о рецептурной выдаче лекарств

Нам нужна клиническая фармация!
ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Нам нужна клиническая фармация!

Приравнивание фармацевтической деятельности к торговле негативно отразилось и на сотрудниках аптек, и на посетителях. Зачастую сотрудники чувствуют, что их профессиональные компетенции не востребованы, а посетители опасаются, что им попытаются продать что-нибуд

Вопрос специалисту

Задайте интересующий вас вопрос нашим специалистам

 

задать вопрос

Чего ждать от нововведений в подготовке провизоров?
Legion-Media
Фото: Legion-Media

 Эксперт – декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород) Максим Мищенко.

 

Ближе к практике

Одной из основных задач реформирования системы фармацевтического образования стала его адаптация к реалиям современной жизни. Процессы в экономике и обществе происходят быстро, и образовательные реформы несколько запаздывают по отношению к ним. С 2009 года внедряются федеральные образовательные стандарты третьего поколения. В 2014–2015 годах они были модернизированы, а в 2018 году актуализированы.

Основные отличия последней редакции (ФГОС 3++):

1. Вузы получили больше прав в определении содержания высшего образования по программе специалитета.

2. Вуз сам разрабатывает и утверждает образовательную программу в соответствии со стандартом образования и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). В прежнем стандарте предусматривалось право вуза только на самостоятельный выбор набора дисциплин и практик. При этом допустимо увеличение годовой учебной программы до 70 зачетных единиц (ранее регламентировались 60).

Расширились области и сферы профессиональной деятельности, где могут работать выпускники.

В проекте ПООП говорится, что в рамках специалитета выпускники должны освоить такие типы задач:

  • фармацевтический;
  • экспертно-аналитический;
  • организационно­управленческий.

При этом дается подробная расшифровка каждого типа, и она достаточно объемна.

3. Ключевая роль при разработке образовательных программ принадлежит профессиональным стандартам.

В настоящее время определены 4 профессиональных стандарта, соответствующих специальности «фармация»:
провизор;

  • специалист в области управления фармацевтической деятельностью;
  • провизор-аналитик;
  • специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств.

Кроме этого, проектом примерных основных образовательных программ предусмотрены такие стандарты, как:

  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств;
  • специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства;
  • специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств.

Меня радует и тот факт, что в разделе практической подготовки появилась производственная практика по фармацевтическому консультированию и информированию. Это то, чего не было в предыдущем стандарте, но реально требовалось выпускникам.

Таким образом, спектр возможностей провизорской профессии становится более разнообразным и в большей степени, чем раньше, ориентированным на производственную сферу.

 

Трудности перехода

К сожалению, путь прогресса от бумаги к факту достаточно долог и не прост. Так, с разработкой образовательных программ, казалось бы, все понятно, основные документы для этого указаны.
Однако даже в июне 2019 года (на момент подготовки материала) сайт http://reestr.fgosvo.ru/выглядел, как «страница в разработке», и примерных программ не содержал. Итак, с ПООП возникли сложности, а выполнение ФГОС никто не отменял.

Поэтому начинать работу над собственными образовательными программами приходится, не дожидаясь появления общероссийского образца.
В дальнейшем возможна ситуация, что студенты будут одновременно учиться по трем разным учебным планам: по ФГОС 3+ – 2015, ФГОС 3++ – 2019 и ФГОС 3++ на основе ПООП. К такому развитию событий тоже нужно быть готовым.

Отдельная тема касается преподавательского состава и производственной базы для подготовки специалистов по промышленной фармации. Важно налаживать взаимодействие с работающими предприятиями, и этот процесс тоже не быстрый и не беспроблемный.

Сложностей в переходе на новый стандарт обу­чения немало. Но цель, заявленная при его внедрении, мне импонирует. Приближение образования к реальным потребностям фармацевтической отрасли – наша важнейшая задача.

Максим Мищенко.

Максим Мищенко.

Эксперт

Декан фармацевтического факультета ПИМУ (Нижний Новгород)

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up