Особенно популярен институт наставничества был в советские времена. К молодому специалисту было принято прикреплять более опытного, который помогал ему освоить необходимые навыки в работе, адаптироваться в коллективе. Потом о наставниках забыли на долгие годы. Сейчас институт наставничества переживает настоящий ренессанс, в том числе и в аптечных организациях. Каким должен быть настоящий наставник, какие наставления ему важно дать своему подопечному, чему он должен научить его? Об этом на портале farmedinstvo.ru рассказала тренер-коуч аптечной сети «Фармленд» Наталья Анцыгина.
Основные цели и задачи наставничества
Цель № 1. Повышение уровня квалификации сотрудника, недавно получившего среднее специальное или высшее фармацевтическое образование
Совет. Наставнику нужно сделать упор на приобретение молодым специалистом практических навыков консультирования пациентов, презентации товаров аптечного ассортимента, корректного общения с клиентами и снятия их возражений.
Цель № 2. Развитие у нового работника позитивного отношения к труду в аптеке и уверенности в себе
Совет. Надо учесть, что многие начинающие первостольники, которые еще никогда не работали в аптечной организации, настороженно относятся к перспективе грядущих трудовых будней. Особенно волнует новичков то, смогут ли они оперативно освоить выкладку товарного ассортимента, а также правильно выстроить общение с покупателями и коллегами. Задача наставника - нивелировать все страхи и сомнения молодого специалиста, поступившего на работу в аптеку, дать ему понять, что его ждали, рады его приходу и полны решимости помочь ему.
Цель № 3. Помощь в быстром достижении хороших показателей по сбыту аптечных продуктов
Совет. Далеко не все выпускники фармацевтических учебных заведений готовы к тому, что в процессе работы им придется стремиться к повышению продаж. Наставнику нужно тактично, но настойчиво объяснить начинающему первостольнику, как увеличение продаж сказывается на финансовом благополучии аптечной организации в целом и всех ее сотрудников в частности. Включая самого молодого специалиста.
Цель № 4. Стимулирование стремления к новым свершениям
Совет. Практика показывает, что уверенность в себе побуждает неопытного работника аптеки к дальнейшим достижениям в работе и профессиональному росту. Чтобы добиться этой цели, наставнику надо признавать заслуги новичка, хвалить его, восхищаться им и даже ставить в пример другим членам коллектива аптечной организации. Конечно, при необходимости можно и покритиковать начинающего первостольника. Но делать это надо очень корректно. Чтобы не отбить у него всякое желание работать.
Принципы наставничества
Многие считают, что лучший наставник – успешный человек. Он имеет определенный авторитет и владеет бесценным и позитивным опытом, которым может поделиться. Однако для эффективной передачи знаний, умений и навыков этого недостаточно. Вот несколько основных принципов, которых должен придерживаться мэтр в аптеке:
Добровольность. Было бы неправильно заставлять кого-то становиться наставником. Не все люди к подобному предрасположены. Для этого необходим определенный тип личности. Может быть, потому роль наставника часто берет на себя заведующий аптекой или его заместитель. Ну, а если руководителю не хватает времени для того, чтобы быть еще и наставником, можно поручить выполнять его обязанности наиболее подходящему для такой роли рядовому сотруднику аптеки и не забыть мотивировать его как морально, так и материально.
Уважительное отношение к молодому специалисту. Не только наставник может давать оценку труду своего подопечного, но и сам начинающий первостольник должен получить право высказывать собственное мнение о работе аптечной организации. Ведь он хоть и молодой, но все-таки специалист, да еще со свежим взглядом на все происходящее. Это поможет новичку в кратчайшие сроки освоиться с новой работой, стать более самостоятельным, научиться анализировать любую рабочую ситуацию, а потом еще и брать на себя ответственность, принимая решение даже в сложных обстоятельствах, которые порой возникают при общении с покупателями.
Вовлеченность. Сегодня в аптечных организациях богатый ассортимент лекарственных препаратов, БАДов, витаминов, косметических средств, медицинских приборов и т.п. Не удивительно, что молодой специалист, попадая в подобное изобилие, теряется. Роль наставника состоит в том, чтобы мягко и безболезненно для самосознания неопытного первостольника в адаптированной форме ввести его в курс дела. Например, организуя для новичка экскурсию по аптеке, демонстрируя каталоги различных товарных категорий и ассортиментных групп. Важно прививать молодому сотруднику интерес к повышению профессионального уровня.
Умение порадоваться за своего подопечного. Хороший наставник должен получать удовлетворение от того, что он наблюдает профессиональный рост своего ученика.
Конечно, при необходимости можно и покритиковать начинающего первостольника. Но делать это надо очень корректно. Чтобы не отбить у него всякое желание работать
Взаимопонимание между сотрудниками. Коллективы в аптеках могут быть большими и маленькими. Но даже в небольшой по количеству сотрудников аптечной организации порой возникают непонимание и даже негативное отношение друг к другу. Особенно пагубно это может сказаться на психике молодого специалиста. Наставнику следует оградить своего подопечного от вовлечения в конфликтную ситуацию. А лучше предвидеть и предотвратить ее заранее и при коммуникациях внутри коллектива настроить нового первостольника на позитивный лад. Наставник, особенно если он является руководителем аптеки, должен приходить на работу в хорошем настроении. Так, чтобы его появление радовало, а не напрягало всех, в том числе новых сотрудников.
Восприятие особенностей личности. Одни новички стремятся сделать карьеру и в будущем мечтают стать заведующими аптекой, другие предпочитает работать в «тихой гавани», без каких-либо перемен. И те, и другие могут быть прекрасными работниками, полезными для общего дела. Не нужно всех «стричь под одну гребенку», предъявляя ко всем одинаковые требования. Надо учитывать индивидуальные пристрастия каждого нового члена коллектива.
Уважение традиций аптеки. Каждая организация – особый микромир, в котором есть определенные особенности и нюансы. Чтобы максимально быстро и эффективно помочь молодому коллеге адаптироваться в коллективе, наставнику следует познакомить новичка с историей аптеки и/или аптечной сети, объяснить, какие стандарты корпоративной культуры существуют и каким образом их следует придерживаться.
Установление обратной связи. Наставник не может претендовать на то, что знает абсолютно все. Он может чего-то не знать или что-то забыть, поэтому необходимо относиться спокойно и позитивно к любой новой для себя профессиональной информации, в том числе полученной от своего молодого коллеги.
Конфиденциальность. Если молодой сотрудник поделился с наставником чем-то личным, скажем, своими переживаниями, сомнениями по поводу работы, такая информация должна оставаться строго между ними.
Ответственность. Опытным сотрудникам, занимающимся наставничеством, надо помнить, что они берут ответственность перед всем коллективом и за себя, и за молодого специалиста.