Пятница, 26 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Время больших перемен

ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

Как сложится дальнейшая судьба аптечного рынка нашей страны, которому теперь придется работать в условиях жесточайшей конкуренции с глобальными интернет-ритейлерами?

Участники очередного Аптечного саммита «Новая аптечная реальность в России и СНГ», организованного компанией Infor-media, обсудили самые важные события на аптечном рынке, произошедшие за последние полгода, чтобы совместно выработать стратегию действия. 

 

Как было, уже не будет

В самом начале первой сессии ее модератор, генеральный директор аптечной сети «36,6» Александр Кузин, попросил зал подключиться к онлайн-голосованию и ответить на вопрос, какую долю будет занимать е-ком в 2025 году. Экспансия е-кома, который все больше и больше отъедает от прибыли традиционных аптек, для руководителей фармритейла, пожалуй, самая волнующая на сегодня проблема. Какую стратегию выбрать? Фокусироваться ли на е-коме, выравнивать ли цены в онлайне и в офлайне? Делать ли доставку? Сотрудничать ли с агрегаторами?  

Вопрос не в том, какую долю будет занимать е-ком через несколько лет, вопрос в том, как эта доля будет сказываться на аптечном ритейле, считает генеральный директор «АСНА» Александр Шишкин. «В любом случае е-ком меняет клиентский путь. Самое главное - меняется точка принятия решения – покупать или нет, и что именно покупать. Как вы понимаете, для нас, которые многие годы строили свой бизнес на переключении покупателя в точке продаж, это серьезный кейс. Также однозначно влияет бесконечная полка, которую могут себе позволить и уже позволяют е-ком-игроки, и которую все меньше и меньше могут себе позволять офлайн-игроки, поскольку это дорого и неэффективно, - объясняет Александр Шишкин. - Это те тренды, которые должны заставить весь наш рынок принять, что так, как было, уже не будет, и заставить рынок меняться». Он призывает всех вплотную заняться эффективностью своих предприятий, тактикой и стратегией развития своего бизнеса с учетом того влияния, которое окажет на рынок электронная коммерция.

 

Нужен свой маркетплейс

«Наверное, мы пропустили момент, когда рынок фармы как таковой перестал существовать. Есть рынок глобального онлайн-ритейла, частью которого является фарма. И осознание этого факта является основным в смене парадигмы мышления. Фактически раньше мы конкурировали друг с другом, теперь нам предлагают конкурировать с глобальными игроками, у которых бизнес-модель совершенно иначе выстроена, чем у нас. Они могут себе позволить глобальные инвестиции за счет средств акционеров, инвестировать в инфраструктуру и закрывать свои операционные убытки», - представляет свое видение проблемы президент «Здравсервис», совладелец «ИРИС», член КС РААС Дмитрий Сокол.

Естественно, конкурировать с глобальными гигантами онлайн-торговли, такими как Wildberries, OZON, «Яндекс маркет», аптечным сетям, имеющим совсем другую финансовую и экономическую бизнес-модель, будет очень тяжело.

По словам Дмитрия Сокола, представителям фармрынка в сложившихся обстоятельствах важно осмыслить происходящее и совместно – в партнерстве и сотрудничестве - искать пути решения проблемы, чтобы защитить аптечный рынок. Он считает, что выходом в данной ситуации мог бы стать аптечный маркетплейс, который объединил бы всех ведущих игроков в классическом офлайне. Эксперт подчеркнул, что этот совместный аптечный маркетплейс надо создавать не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы сохранить профессиональный аптечный ритейл, который в отличие от интернет-магазинов имеет жесткие требования к отпуску лекарственных препаратов, выполняет определенные социальные функции, проводит фармконсультирование населения.

 «Если бы кто-то взял на себя работу по продвижению в интернете нашей общей площадки, это могло бы стать хорошим подспорьем», - добавил Дмитрий Сокол, обращаясь к коллегам.

 

Важно успеть за клиентом

«Нам нужно научиться не просто торговать в е-коме, а научиться зарабатывать деньги, потому что насколько я знаю, и у нас, и у наших коллег каких-то успехов в трейд-маркетинге е-кома пока не получается, - признается генеральный директор «Ригла», сопредседатель КС РААС Александр Филиппов. - И нам надо научиться привносить в е-ком наши навыки офлайн. Офлайн просто не вытянет своих затрат – оплату персонала, аренду и прочее, если мы не научимся зарабатывать в интернете».

По сути, все идет к тому, что тот, кто научится управлять взаимоотношениями с клиентами на онлайн- торговой площадке, тот получит преимущество, добавляет эксперт. Он считает, что в ближайшие пять лет доля интернет-торговли лекарственными препаратами может достичь 50% и даже пробить эту планку. По мере развития электронной коммерции будут создаваться очень сложные экосистемы либо протосистемы, они будут усложняться и совершенствоваться.

«Главное – не то, как мы меняемся: будем ли мы представлять из себя аптеки или ПВЗ (пункт выдачи заказов – ред.) или будем какими-то другими медицинскими учреждениями, важно, что очень быстро меняется поведение клиента. И мы хотя бы частично должны следовать за клиентом, успевать за ним, – говорит Александр Филиппов. - Речь идет о цифровом суверенитете. Суверенитет – такая вещь, которая стоит недешево. Она требует капитальных вложений и инвестиций, но она, в конце концов позволит управлять своим клиентом, а не работать на чужого клиента в виде «последней мили» или каких-то элементов логистики».

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up