Понедельник, 11 ноября 2024
Поиск
   

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод

Кто ты, коллега из прошлого?

Как жили фармацевтические работники в Российской империи
freepik
Фото: freepik

На портале «Провизор24» началась серия исторических экскурсоввебинаров. Отправимся в 1913 год и поищем десять отличий между судьбами фармацевтических работников из века нынешнего и века минувшего.

Исторические материалы представил ведущий вебинара Дмитрий Баранов – эксперт «Провизора24» в сфере нормативной документации

Суровое ученичество

В России существовало три степени званий фармацевтических работников:

  • низшая: помощник аптекаря,
  • высшая: провизор,
  • самая высшая: магистр фармации.

Как мы видим, нигде не фигурирует название профессии «фармацевт», однако в нормативных документах оно есть. Но это понятие относилось к работникам отрасли в целом, а не к отдельному функционалу.
Чтобы взойти даже на низшую ступень фармацевтической профессии, было необходимо преодолеть сложный путь ученика аптекаря. Чтобы стать учеником, требовалось окончить не менее 4 классов гимназии, достичь возраста 15 лет и пройти испытание. Кандидат должен был показать удовлетворительный уровень знаний по разным предметам, включая русский язык, алгебру, геометрию, географию, природоведение, закон Божий, иностранный язык и латинский язык. Испытания проводились два раза в год – в августе и январе. Тот, кто не справился с заданиями, мог повторить попытку только через полгода. Допускалось сделать не более 8 попыток.
Срок обучения в аптеке составлял от 3 до 5 лет в зависимости от способностей ученика. Те, кто окончил полный курс гимназии, учились на год меньше.
Ученики не только учились, но и работали в аптеке. График обычно составлял две рабочие смены – один день отдыха. Плюс ночные дежурства, не входившие в учет рабочего времени. Зачастую ученики дежурили по 15 ночей в месяц. При этом число основных рабочих часов в месяц доходило до 220. Трудились в аптеке с 9 утра до 10 вечера с 2‑часовым перерывом. Рабочий день составлял 11 часов 30 минут (с 14 июня 1898 года, когда в России впервые законодательно был ограничен рабочий день). Получал аптекарский ученик за свой напряжённый труд около 300 рублей в год.
В некоторых губерниях первые месяцы обучения не оплачивались. Но люди шли на это, видя в фармацевтической профессии привлекательные перспективы. Они начинали работать не за деньги, а за опыт и репутацию.

Вверх по социальной лестнице

По окончании обучения выдавалось свидетельство, где были сведения об успехах и общем времени учебы. После этого можно было пройти испытание на получения звания аптекарского помощника. С 1879 года началась подготовка аптекарских помощников в университетах. Продолжительность обучения – 2 года. Сдача квалификационных экзаменов происходила на платной основе – 10 рублей. Немалые по тем временам деньги. От помощника требовалось знать аптечный устав, фармакопейные статьи, характеристики аптечных материалов, свойства растений, способы приготовления и дозировки лекарственных препаратов. Необходимо было грамотно читать врачебные рецепты и приготовить по заданию экзаменатора два препарата, «показав свою ловкость в механических работах и возможность преодолевать затруднения».
Если испытуемый не справлялся, то пересдать экзамен мог либо через 3 месяца, либо через 6, в зависимости от серьезности своих ошибок.
Помощник аптекаря обладал совершенно иным профессиональным статусом по сравнению с учеником. Он становился полноправным представителем фармацевтической профессии. Помощник мог руководить сельской, филиальной или временной аптекой, а также аптекой в больнице ниже второго класса. Зарабатывали помощники 780–900 рублей в год. Но график работы был такой же напряженный, как и у учеников.
Чтобы взойти даже на низшую ступень фармацевтической профессии, было необходимо преодолеть сложный путь ученика аптекаря. Чтобы стать учеником, требовалось окончить не менее 4 классов гимназии, достичь возраста 15 лет и пройти испытание

Господа провизоры и магистры

После 3 лет практики аптекарский помощник мог сделать еще один рывок в своей карьере и получить высшее фармацевтическое образование. Будущий провизор должен был пройти 4‑летний курс обучения в университете. Программа включала как лекционные, так и практические занятия. Обучение стоило дорого, помощники могли по 6 лет копить деньги на оплату. Подготовка провизоров проводилась только в 5 университетах, группы набирались не более 20 человек, причем не каждый год.
На квалификационном экзамене провизор должен был показать знания минералогии, ботаники, зоологии, физики, химии, фармакологии, медицинской помощи, стехиометрии. На испытании требовалось определить и описать 2 материала и 2 препарата, провести судебно-химическое исследование и приготовить 2 препарата по требованию экзаменаторов. Кроме того, провизор должен был владеть основами фармацевтической бухгалтерии.
Нужно ли удивляться, что провизоров в России было мало? Но те, кто проходил этот квест, попадали на абсолютно иной уровень. Доход провизора начинался от 1200 рублей в год. Провизор мог руководить любой аптекой, проводить судебно-химическую экспертизу.
Несложно посчитать, что с учетом сроков обучения и требуемой практики провизором не мог стать человек моложе 26 лет, и это при самых благоприятных обстоятельствах.
Если провизор хотел дальше развиваться в профессии, для него оставалась высшая ступень – магистерская. Требования к магистру были аналогичны провизорским, но намного обширнее. А главное – магистр должен был написать и защитить диссертацию. Магистры могли возглавлять не только аптеки, но и фармацевтические предприятия. Годовой доход магистра составлял 3 тысячи рублей и более.

Сфера особого внимания

Не только профессиональная деятельность, но и обычная жизнь фармацевтических работников находилась под пристальным контролем Врачебного управления (отделения). На каждого сотрудника, начиная с аптекарского ученика заводилось личное дело, в которое включались кондуитные списки. По сути это некий аналог современной трудовой книжки. Туда записывали все данные, включая национальность, вероисповедание, семейное положение, сведения об обучении, практике, прохождении испытаний и т. д. В кондуитный список заносились и наказания за различные нарушения.
Если прегрешения были значительными, то фармацевтического специалиста могли ждать серьезные беды. «Уложением о наказаниях» от 1903 года предусматривались штрафы на различные суммы, но менее 100 рублей. За повторные нарушения виновный наказывался арестом на срок до 3 месяцев. В законодательстве появилось понятие «особо вредные последствия». Если проступок совершен в первый раз, но повлек за собой такие последствия, то виновный наказывался арестом на срок до 3 месяцев.
Кондуитные списки направлялись во врачебное отделение. Если фармацевтический специалист увольнялся, то списки пересылались управляющему аптекой по месту следующей службы.
В определенной степени кондуитные списки можно считать прообразом современного реестра медицинских и фармацевтических работников. Но есть разница: век назад нравственные качества представителей фармацевтической профессии оценивались не менее строго, нежели профессиональные.

Мнение экспертов

Guryanova 06 Марина Гурьянова - историк фармации, доцент кафедры организации, экономики и истории   фармации Пермской   государственной фармацевтической академии, кандидат   фармацевтических  наук:
 – На рубеже XIX–XX веков фармацевтическая общественность горячо обсуждала, где проводить подготовку аптекарских учеников:   в фармацевтических школах или в аптеках. Главный предмет споров – возможная потеря профессиональной этики при обучении в школе, в отрыве от практики. Кроме того, в школы планировалось принимать преподавателей-иностранцев. А в Европе в то время шла борьба с этикой патернализма, лежащей в основе русской медицины. Зарубежные специалисты ратовали за переход на товарно-денежные отношения в профессии. Именно тогда пациентов стали называть «клиентами». Поэтому в России школа появилась только одна, ее организовала А. Б. Лесневская. Туда принимали исключительно лиц женского пола.
Обучение начинающих в аптеке считалось более целесообразным, так как не позволяло растерять дух профессии. В аптеке, в отличие от школы, ученик видел работу фармацевтов с пациентами и сам постоянно находился в готовности оказать помощь. Для аптечных работников такой настрой крайне важен.
Хочу отметить, что провизоры – это особые люди: неравнодушные, с активной жизненной позицией, занимавшиеся общественной деятельностью. Надеюсь, что и современные коллеги смогут удержать этот высокий уровень.

YAkovlev Igor Игорь Яковлев - заведующий кафедрой фармации Марийского государственного университета,   доктор фармацевтических наук, профессор:
 – Хочу обратить внимание, что 3‑ступенчатый принцип построения профессиональной иерархии сохраняется и сегодня. Так же, как и век  назад, при обучении студентов уделяется большое внимание сочетанию теории и практики, выработке навыков в реальных аптечных условиях. Ну, а итоговый результат во многом зависит от того, кто выбрал эту профессию. Если человек настроен на профессиональное развитие, он найдет для этого все возможности. Если же человек намерен только прокормиться, то это совершенно иной подход. Мне нравится, что в фармацевтической профессии и тогда и сейчас ключевое слово – репутация. И постоянное обучение на протяжении всей жизни.

Ivanchenko Natalya new Наталья Иванченко - коммерческий директор аптечной сети   «Прайд»:
 – В прошлом веке фармацевтическая специальность была не просто  социальным лифтом, ее, наверное, можно сравнить со взлетом  в космос. Потратив много времени и сил на обучение и труд, человек достигал профессиональных высот, завоевывал репутацию, получал статус и материальное благополучие. Я как работодатель выступила бы за возвращение начального фармацевтического обучения в аптеку. Из практики работы в производственной аптеке могу сказать, что девочки, пришедшие санитарками, мойщицами или фасовщицами, как правило, поступали в училище, а по окончании учебы возвращались фармацевтами. Очень ценен правильный профессиональный выбор и личностные качества, на которые хочется обратить особое внимание. Нашим современникам в этом плане порой не достает того, что было 100 с лишним лет назад.

Дмитрий Баранов

Дмитрий Баранов

Эксперт

Ведущий эксперт учебного центра «Провизор‑24»

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up