Среда, 09 октября 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Имитационное обучение или имитация образования?

Изучаем соответствие подготовки и практики
freepik
Фото: freepik

По инициативе ректора Сибирской фармацевтической академии Александра Гришина состоялся «круглый стол», посвященный вопросам фармацевтического образования.

Справка:

Имитационное обучение – это обучение, при котором обучаемый осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную профессиональную деятельность.
Имитация образования – образовательная активность, похожая на целесообразную и результативную деятельность, однако обладающая обратными качествами – бессмысленностью и низкой эффективностью. 

Grishin Александр Гришин, доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия»:
 – Указом Президента от 12 мая этого года № 343 на базе 6 вузов вводится эксперимент   по реформированию российского высшего образования. Не исключено, что в скором будущем это   реформирование затронет и фармобразование. В связи с этим крайне важно обсудить потенциальные   резервы его совершенствования. За нашим «круглым столом» присутствуют представители   практической фармации от Дальнего Востока да Северо-Западного региона России. Думаю, именно   мнение практиков должно стать определяющим для формирования планов по реформированию   российского фармобразования.
 На первый взгляд, в сфере отечественной фармацевтической подготовки все выглядит весьма достойно. Недавно опубликован рейтинг учреждений высшего фармацевтического образования. Лидеры традиционны и ожидаемы – четыре московских вуза. Оценка производилась по 28 критериям. Однако, на мой взгляд, в этой методике недостает важного критерия – удовлетворенности качеством лекарственной помощи клиентов аптеки. Насколько качество подготовки специалистов отвечает современным требованиям фармацевтической деятельности?

Oxsana Zahvatova 04Оксана Захватова, тренинг-менеджер отдела развития персонала аптечной сети Приморского края «Ovita.ru»:
 – Я представитель практической фармации, и меня качество подготовки специалистов не удовлетворяет. Приведу пример. С 8 июня  в нашу аптечную сеть впервые приходят студенты 1‑го курса фармацевтического курса базового медицинского колледжа Владивостока.  Они обучаются по новой программе, в соответствии с которой пробудут на практике 12 дней без учета выходных. В июне это фактически 9 рабочих дней по 6 часов.
За это время студенты должны освоить программу трех профессиональных модулей:

  • организация деятельности в фармации,
  • фармакология,
  • реализация лекарственных средств.

На три темы по фармакологии (отпуск противомикробных, противогрибковых и противовирусных средств) отводится всего 72 часа. Можно ли что-то выучить за такое время?
Мы замечаем, что каждый год студенты колледжа, приходящие к нам на практику, все слабее и слабее. Более того, они разочарованы в специальности. Многие пришли в профессию по совету мамы или по соображениям «легкого поступления». Такие мотивы ничего общего не имеют с заботой о людях, и это прискорбно.
Отмечу, что в нашей сети есть учебная аптека, где студенты с наставниками обучаются практическим навыкам, испытывают на себе труд первостольника. Мы прививаем любовь к будущей профессии, стараемся показать, что мы не продавцы в магазине. Прикладываем усилия, чтобы минимальные часы ребята отработали продуктивно и ушли с багажом знаний и навыков. Однако год и 10 месяцев для подготовки фармацевтов – это мало. Программа оставляет желать лучшего. Профильные предметы сокращены, и это для практиков недопустимо.
Что касается подготовки провизоров, то здесь у нас вопросов нет. Два наших владивостокских вуза выпускают прекрасных специалистов, заинтересованных в профессии. Но среднее образование пока беспокоит.

Kononova Svetlana Светлана Кононова, доктор фармацевтических наук, председатель Нижегородской ассоциации   фармацевтических работников:
 – Когда надзорные органы выдвигают претензии к аптекам, то часто предмет нарушений примерно таков:   нет определенных лекарств, недостаточно обустроено помещение, холодильник не той системы и т. д.   Но не говорят проверяющие одну главную фразу: у вас плохой специалист. Считается, что фармацевт –   это как бы само собой. Ну, есть он и есть. Выполняет какие-то функции. Неважно.
Но давайте не будем забывать, что главное для нас – это кадровый вопрос. Мы потеряли значимость фармацевтов для фармацевтической деятельности. Сейчас фактически мы пытаемся уйти от названия «продавец».
Ванкуверская комиссия ВОЗ в 1997 году заявила, что фармацевт – работник системы здравоохранения. А фармацевтический специалист – наставник, участвующий в подготовке молодых специалистов. К сожалению, у нас сегодня не все специалисты за первым столом компетентны.
Мало чем отличается функционал у провизора и фармацевта. Контакт между специалистами и посетителями нарушен. И у меня складывается впечатление, что не те люди приходят в аптеку. Не потому, что плохие преподаватели. А потому, что не та мотивация.
Студентов мы не переделаем. Но надо учить их правильно. Важен индивидуальный подход, работа с каждым учеником. А мы теряем огромный объем времени непонятно на что.
Многие студенты пришли в профессию по совету мамы или по соображениям «легкого поступления». Такие мотивы ничего общего не имеют с заботой о людях, и это прискорбно

 Андрей Гортинский, заместитель генерального директора аптечной сети «Фиалка» (Санкт-Петербург):

Andrey Gortinski 04 – Современное фармацевтическое образование слабо адаптировано к практической деятельности.   С советских времен проводились   разные реформы, однако в итоге изменения были незначительны   и коснулись не содержания, а времени обучения. Но практикам не важно, сколько учится студент. Важно ориентироваться на потребности большинства работодателей, то есть представителей аптек готовых лекарственных форм. А они утверждают, что выпускникам не хватает практических навыков. Что касается теоретических знаний, то явно недостаточна подготовка по таким предметам, как фармакология, фармакотерапия, фитотерапия, органическая химия и биохимия. Делать особый упор на аналитической и фармацевтической химии, а также аптечной технологии лекарств не имеет смысла: провизорами-аналитиками становятся единицы и вероятность появления большого числа производственных аптек в ближайшие годы крайне маловероятна.
Отдельная тема – это этика и деонтология. Выпускники зачастую не умеют грамотно общаться с покупателями, впадают в ступор или агрессию при конфликтных ситуациях. Молодым специалистам не хватает общей экономической, юридической и даже компьютерной грамотности, а также базовых знаний фармакоэкономики. Считаю, что было бы эффективнее сделать единую фармацевтическую специальность для провизоров с последующей специализацией (профессиональной переподготовкой) по направлению конкретной практической деятельности.

Elena Sharahova 04Елена Шарахова, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой фармации Алтайского государственного медицинского университета:
 – Действительно, фармацевтическое образование слабо адаптировано к реалиям практики. Главное –   это отсутствие дифференциации   должностей и трудовых функций провизора и фармацевта. Пока этот   вопрос не будет решен, остальные перспективы весьма сомнительны.
Много это или мало – обучение фармацевта длительностью год и 10 месяцев? В 90‑е годы было достаточно. Потому что тогда трудовые функции фармацевта были более конкретизированы: изготовление лекарственных форм. Поэтому и преподавали фармацевтическую технологию 4 семестра. В результате фармацевты знали технологию лучше провизоров. В производственных аптеках их не надо было переучивать.
Вот что значит направленность подготовки. По идее, для каждой специальности необходим набор профильных дисциплин.
Но что мы имеем сейчас? Основы маркетинга, искусство продаж и много других дисциплин, отвлеченных от основной сущности профессии. За год и 10 месяцев учить фармацевта собственно специальности просто некогда. Ну и конечно, 12 дней практики – очень мало. За это время студенты даже названия не все смогут запомнить, не говоря уже об остальном. В провизорском образовании физкультура – все 5 лет. Как она относится к профильному обучению? Поэтому основной вопрос не в сроках, он в направленности профессиональной подготовки.

Итог дискуссии подвел Александр Гришин:
– Мы провели опрос в профессиональных группах российских социальных сетей. Результаты анкетирования полностью согласуются с мнением наших выступающих и еще раз подчеркивают актуальность совершенствования отечественного фармобразования.
Около 50% опрошенных считают, что существующее фармацевтическое образование не в полной мере отвечает запросам аптечных организаций. Подавляющее большинство опрошенных считают избыточной 2‑годичную подготовку в рамках ординатуры.
Более 80% опрошенных отметили наличие использования в рамках фармацевтической деятельности работников, не имеющих базового фармацевтического образования.
Очевидно, что игнорировать недостаточную практикоориентированность вузов и ссузов уже нельзя.
Уравниловка компетенций провизора и фармацевта существенно снижает престиж высшего фармобразования. Нерационально избыточная процедура ординатуры для провизоров не мотивирует к получению высшего фармобразования. Выпускник колледжа после 22 месяцев подготовки имеет те же карьерные возможности, что и провизор после 7 лет профессиональной подготовки.
Для исправления ситуации необходимо:

  • нормативно закрепить дифференцированность профессиональных компетенций фармацевтов и провизоров;
  • обеспечить преемственность (этапность) высшего и среднего фармобразования;
  • провести обоснованную оценку рациональных сроков ординатуры или/и профессиональной переподготовки отдельно по каждой послевузовской фармацевтической специальности, исходя из объема компетенций;
  • обеспечить практикоориентированность учебных программ вузов и ссузов.
  • создать структуру, координирующую процессы образования в фармацевтической сфере, поскольку в настоящее время действия трех министерств: Минздрава, Минпросвещения и Минобрнауки, действующих в области фармобразования, не носят согласованного и практикоориентированного характера.

Предлагаемые изменения не являются всеобъемлющей программой, но без их реализации создать прочного фундамента реформы невозможно. Их можно рассматривать как первый шаг к созданию системы эффективного российского фармацевтического образования.

С видеозаписью заседания «круглого стола» можно ознакомиться по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=bPgAdk7D2K8 или https://dzen.ru/video/watch/646a6b487bd61e597fdeb9ca

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up