Мне было очень интересно исследовать и выстраивать бизнес-процессы, анализировать ситуацию на рынке, выявлять потребности клиентов, создавать конкурентные преимущества. Однако тяга к науке оказалась сильнее, чем к бизнесу.
Александр Гришин
- ректор Сибирской фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН
От науки к бизнесу и обратно
Я родился на Алтае, в городе Бийске. Там же окончил школу. Определиться с выбором профессии мне помог пример близких друзей, обучавшихся на фармацевтическом факультете Томского медицинского института. Уехал в Томск и поступил на фармацевтический факультет. После вуза занялся преподавательской и научной работой, окончил аспирантуру Томского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию. Прошел путь от ассистента до доцента Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ).
Это были 90‑е годы, когда начал активно развиваться бизнес и распределительная система лекарственного обеспечения стала заменяться рыночной. Администрация Томска предложила мне заняться организацией фармацевтической компании для оптовой торговли товарами аптечного ассортимента. Нам удалось первыми в Томской области получить лицензию на фармацевтическую деятельность.
Мне было очень интересно исследовать и выстраивать бизнес-процессы, анализировать ситуацию на рынке, выявлять потребности клиентов, создавать конкурентные преимущества. Однако тяга к науке оказалась сильнее, чем к бизнесу. Я вернулся в СибГМУ. А опыт работы в фармацевтической компании лег в основу моей докторской диссертации «Социально-экономическая основа региональной лекарственной политики (на примере Западно-Сибирского региона»)». В бюллетене ВАК (2002, № 5) было отмечено, что в 2001 году наибольший интерес фармацевтического научного сообщества вызвала именно эта диссертация.
Новые направления
В качестве доктора наук меня ждали и новые задачи. Первой из них стала организация интернатуры для военных провизоров в Томском военно-медицинском институте.
В задачи военных провизоров входит формирование запаса медикаментов, перевязочных материалов, оборудования, снабжение военных госпиталей и других подразделений. Томский военно-медицинский институт готовил военных провизоров для всей страны. Спустя два года работы профессором в военно-медицинском институте я получил очень интересное предложение из Омска. Там с нуля создавался фармацевтический факультет медицинской академии. Привлекли и масштаб задач, и перспективы, и возможности. Одним из важнейших направлений моей работы стала организация дистанционного образования провизоров. Потребность в провизорских кадрах была очень велика, особенно в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Фармацевты, работающие в аптеках, хотели получить высшее образование, но перед ними возникали трудно преодолимые сложности. Во‑первых, частые и затратные поездки на ежегодные сессии были не по карману многим. Во‑вторых, работодатели не приветствовали «выпадения» работников из производственного процесса. В‑третьих, был высок риск невозвращения студентов в свои удаленные населенные пункты после обучения в миллионном городе, где была так же высокая потребность в фармацевтических кадрах.
Для минимизации этих сложностей мы и организовали заочное обучение на основе дистанционных образовательных технологий. Приемная экзаменационная комиссия выезжала на места, и фармацевты сдавали экзамены без отрыва от производства. Затем студенты изучали теорию дистанционным способом, а для прохождения практических дисциплин приезжали в Омск на ограниченный период времени. Здесь же проходила и государственная аттестация по окончании учебы. Дистанционное обучение зарекомендовало себя настолько успешно, что мы применили его и в отношении последипломного образования. Эффективное использование инновационного формата позволило расширить географию вуза за счет привлечения фармацевтических специалистов Курганской, Новосибирской, Амурской, Сахалинской областей, Приморского, Камчатского, Красноярского краев и других регионов России, а также стран СНГ.
Курс на клиентоориентированность
В 2014 году мы основали Сибирскую фармацевтическую академию, которую я возглавляю по настоящее время. Это негосударственная образовательная организация, занимающаяся последипломной дополнительной профессиональной подготовкой фармацевтических и медицинских специалистов. По сравнению с государственными структурами мы имеем возможность проявлять большую гибкость в отношении новых технологий, подходов, финансирования и т. д. И, пожалуй, самое важное, у нас есть возможности отстаивать профессиональные интересы. Мы постоянно находимся в переписке с Минздравом России и Росздравнадзором, решаем вопросы, волнующие фармацевтическое сообщество в части пробелов профессиональной нормативной базы, отстаиваем интересы провизоров и фармацевтов перед Федеральным аккредитационным центром.
На мой взгляд, главная проблема современной фармацевтической отрасли – это катастрофическое снижение профессионализма. Причин тому немало, но это повод для отдельных публикаций. В этой связи часто приходится оценивать современное состояние нашей отрасли как «фармация стала искусством превращать миллиграммы в миллиарды, и зачастую при эффекте плацебо».
Чрезмерная коммерциализация приводит к утрате клиентоориентированности, когда важнее продать препарат, а не оказать действенную помощь пациенту. Сугубо рыночный принцип «приоритет получения выручки любой ценой» в нашей сфере – путь к непрофессионализму и деградации. Считаю такую ситуацию недопустимой и всеми силами отстаиваю профессиональные подходы. На самом деле у фармацевтических специалистов должна быть мотивация к клиентоориентированности, и этот вопрос важно решать и на уровне Министерства здравоохранения, и на уровне образовательных организаций. На своих курсах мы говорим о том, как совместить клиентоориентированность и коммерческую составляющую. Считаем, что о социальной роли аптек можно будет говорить только тогда, когда они не формально повернутся к покупателю лицом. Надеюсь, что позиция профессионалов возобладает над огульной и не всегда корректной торговой политикой аптек и фармацевтических организаций.