Суббота, 05 октября 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Работать головой и руками

ФМ LIFE
Фото: ФМ LIFE

Преподавание, от которого меня отговаривала мама-учительница, стало неотъемлемой и очень любимой частью моей профессиональной деятельности.

Алёна Балакирева

  • ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ (Нижний Новгород)
  • кандидат фармацевтических наук

Педагогика

Моя мама – учитель химии и биологии. Наверное, поэтому меня с детства привлекали и обе эти науки, и желание преподавать. В школе мне было интересно изучать химию и биологию, и это находило понимание в семье. Но когда я в качестве предполагаемой профессии назвала преподавание, мама ужаснулась:
– Ты что, с ума сошла?
Педагогическая практика считалась (и не без веских оснований) слишком нервной. Поэтому было решено выбрать специальность, где много химии, но нет перспективы учительства. Конечно, это специальность провизора!
По окончании школы подала документы в несколько вузов, в том числе в химико-фармацевтический университет Санкт-Петербурга. Но ответ из родного Нижнего Новгорода пришeл быстрее: меня приняли на фармацевтический факультет НижГМА (ныне ПИМУ). А зачем ждать другие шансы, если вот он – твой шанс, он уже выпал?
Практика показала, что выбор был сделан верно. Мне нравилась и то, чему нас учили, и то, кто учил, и то, с кем я училась. Образовалось химическое соединение преимуществ: сам процесс изучения и люди, которые с этим связаны.

Первые шаги в науку

На 3‑м курсе у нас появился интереснейший предмет – фармацевтическая химия и фармакогнозия. На кафедре, руководимой профессором Н. Б. Мельниковой, проводилась живая научная работа, направленная на конкретные потребности современной медицины. В частности, изучались уникальные свойства бетулинов – природных биологически активных веществ, содержащихся в коре берeзы. Меня просто захватила эта тематика.
На 5‑м курсе мы все отправились на длительную аптечную практику. Мне предложили продолжить работу по окончании вуза в этой аптеке в качестве провизора. Я согласилась. Мне понравилось за первым столом. Привлекали общение с людьми, конкретная помощь каждому посетителю.
Но спустя некоторое время поступило и другое предложение – аспирантура на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии. Поначалу я даже колебалась: с одной стороны, живое общение, с другой – интересная исследовательская деятельность. Взвесив «за» и «против», я пришла к выводу, что аспирантура перспективнее. Что ждeт провизора за первым столом? При удачном стечении обстоятельств – заведование. Аспирантура давала возможность развития в профессиональном плане, постоянного изучения чего-то нового, разработок препаратов, совершенствования технологий и т. д. Кроме того, мне очень важно работать не только головой, но и руками. В общем, колебания мои длительными не были.

Нанотехнологии в действии

В аспирантуре я продолжила заниматься тем, что меня увлекло в студенчестве – поиском оптимальных вариантов использования бетулинов с помощью наночастиц. Бетулины обладают широким спектром действия: ранозаживляющим, противовоспалительным, антимикробным, противоопухолевым и т. д. Но их молекулы достаточно крупные, что затрудняет доставку к очагу поражения. С помощью наночастиц удаeтся решить проблему, так как они доставляют действующее вещество в ткани и при этом обладают собственным антимикробным действием. Получается синергетический эффект.
Мы нашли способ оптимальной доставки бетулинов с помощью гелей и специальных повязок для лечения ожоговых больных. Кандидатскую диссертацию я защитила по теме разработки и исследования новых лекарственных средств природных терпеноидов (бетулинов) и наночастиц оксида цинка.
Сейчас под руководством Н. Б. Мельниковой активно продолжается и расширяется развитие фармацевтических нанотехнологий. Изыскиваются и другие наночастицы, и другие способы применения. В частности, мы разрабатываем новые лекарственные формы при таком агрессивном злокачественном новообразовании, как меланома.

Обучение и перспективы

Так вышло, что преподавание, от которого меня отговаривала мама-учительница, стало неотъемлемой и очень любимой частью моей профессиональной деятельности. Я преподаю студентам управление и экономику фармации. И мне это очень нравится. Радует, что студенты живо интересуются и обучением, и практикой. Правда, многие говорят, что аптека в качестве места работы их не привлекает. Некоторые видят себя в будущем медпредами. Однако есть ребята, которые хотели бы работать сразу и головой, и руками, и общаться с людьми. Их, как когда-то и меня, привлекает научная карьера. Но важно понимать, что при разработке новых лекарственных форм приходится заниматься и биологическими экспериментами. Там есть вещи, на которые хотелось бы не смотреть. В частности, чтобы лечить ожог, он должен появиться. Лабораторных крыс, конечно, жалко. Но когда ты меняешь им повязки и видишь, как раны заживают быстро благодаря тому, что ты разработал, это дорогого стоит. Хорошо, что в последнее время становится больше возможностей для экспериментов с клеточными культурами.
Многих студентов вдохновляет возможность работать в производственной аптеке. В последнее время часто говорят о возрождении этого направления на современном уровне, и хочется верить в реализацию этих планов. Например, мы сотрудничаем с ГП «Нижегородская аптечная сеть» и надеемся, что наши разработки будут востребованы в будущей производственной аптеке. По крайней мере, наши олео- и гидрогели признаны весьма перспективными в качестве экстемпоральных лекарственных форм. Так что у провизоров есть условия для самореализации в интересной и нужной профессии.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up