Успешное развитие речи – это то, чем родителям очень важно заниматься с дошкольниками. Ведь от того, насколько малыш хорошо говорит, зависит его дальнейшее обучение в школе. Кажется, что это еще нескоро? Тогда тем более нужно уделить время тренировке пальчиков малыша.
В головном мозге речевой и моторный центры находятся близко друг к другу, так что при стимуляции работы пальцев речевой центр получает импульс и активизируется. Заодно развиваются мышление, внимание, воображение, координация, двигательная и зрительная память, наблюдательность. Кроме того, в жизни ребенку необходимо выполнять множество бытовых и учебных действий, в которых требуются точные движения кисти руки и пальцев: рисовать, писать, надевать одежду или застегивать пуговицы. Чем раньше начать развивать мелкую моторику, тем лучше. Но если вы не играете с раннего детства крохи в пальчиковые игры – не переживайте. Многое можно наверстать.
Грудному ребенку нужно массировать пальцы рук и ног, а также делать пальчиковую гимнастику. Ребятишкам постарше (3 до 5 лет) будут интересны различные упражнения в игровой и стихотворной форме. Эксперт направления детского фитнеса X-Fit в России Любовь Переверзева предлагает подборку пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Упражнение 1. «Ручки здороваются». Движение похоже на рукопожатие, где одна рука ребенка здоровается с другой. Для этого необходимо расположить 4 пальца вместе, зеркально, начиная с указательного и до мизинца на обеих руках, а потом прижать друг к другу большие пальцы. Например, сначала правая рука сверху, затем поменять и левая рука будут сверху.
Упражнение 2. «Домик». Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, затем снова сгибаются в кулак. Выполнить упражнение на каждую руку, читая стихи:
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом - сова,
На четвертом - синица,
Бельчата - на третьем,
Зайчата – на втором,
На первом - ежи, мы еще к ним зайдем.
В младшем дошкольном возрасте стоит выполнять простые упражнения и не забывать про развитие элементарных навыков самообслуживания – завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы.
Упражнение 3. «Повторялки». Взрослый вытягивает вперед свою правую руку (пальцы сжаты в кулак), затем он показывает какое-либо количество пальцев, а ребенок должен показать те же пальцы на своей правой руке.
Это упражнение имеет несколько вариантов исполнения:
- Взрослый действует только правой рукой, а ребенок – только левой;
- Взрослый и ребенок выполняют упражнение двумя руками и показывают одинаковое количество пальцев на каждой руке;
- Оба действуют двумя руками, только на правой руке одно количество пальцев (например, взрослый показывает на правой руке 3 пальца, и ребенок должен повторить), а на левой другое (на левой руке продемонстрировано 4 пальца, и ребенок повторяет).
Вероятно, малыш не сразу сообразит, какие пальцы надо показывать или может сбиться в процесс – это нормально. Взрослый должен спокойно, с улыбкой, его поправить.
Упражнение 4. «Змейки». Ребенок совершает волнообразные движения каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой, а после обеими руками вместе.
Упражнение 5. «Солнышко и луна». Пальцы соединены в замок – это луна, а когда пальчики медленно одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется. Усложнить упражнение можно меняя темп, переходя из положения «луна» в «солнышко», или поочередно веером поднимать и опускать каждый пальчик.