Пятница, 19 апреля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Пациентоориентированная фарма: миф или реальность?

freepik
Фото: freepik

Почему-то считается, что на благо пациентов должны работать только государственные органы. А что же фармбизнес? Как он должен учитывать интересы потребителей лекарственных средств? По этому поводу высказываются крупные игроки фармрынка, врачи и представители пациентского сообщества. Как выяснилось, каждый из них вкладывает в «пациентоориентированность» свой смысл.

Чистый рынок, цены и льготы

По словам директора по стратегическому маркетингу компании Герофарм Марины Рыковой, в первую очередь эта компания чувствует свою ответственность за создание чистого рынка отечественных производителей: «Забота о пациенте – это прежде всего забота о его лекарственной безопасности. Пациент должен быть обеспечен качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами. Это должно быть гарантировано». Потому честные фармпроизводители обязаны настаивать на том, чтобы регулирующие структуры лишали лицензий компании, которые не соответствуют всем регламентам и положениям.
Это точка зрения производителя. Представителей же аптечных сетей больше всего волнуют цены. Коммерческий директор Аптечной сети 36,6 Сергей Демин считает, что розничная торговля стала заложницей ситуации: «На входе мы получали изначально повышенные цены и были вынуждены следовать за конъюнктурой рынка». Конечно, при словах «лекарственное обеспечение» тут же поднимается вопрос о льготниках. Департамент здравоохранения реализует сейчас пилотный проект по обеспечению льготных рецептов в коммерческих аптеках. Если раньше по льготному рецепту можно было получить лекарство только в определенной аптеке и только по МНН, которое есть в продаже, то эксперимент предусматривает, что отовариться льготник может уже в нескольких аптеках и, доплатив некоторую сумму, купить препарат, который он считает более эффективным и безопасным.  Условно говоря, есть возможность бесплатно получить мелоксикам либо, доплатив, купить оригинальный препарат мовалис.
С одной стороны, коммерческие аптеки таким образом получают возможность привлечь дополнительный поток пациентов и удовлетворить потребности льготников не только в лекарствах, что сулит дополнительную прибыль. С другой – сумма компенсации за льготные лекарства вызывает вопросы.
«Департамент здравоохранения сформировал сумму компенсации, - продолжает Сергей Демин. -  Но коммерческие аптеки не понимают, как ее определяли, что при этом учитывалось, хотя мы делали соответствующие запросы». Такие проекты требуют детального обсуждения со всеми участниками процесса, считает он. В свою очередь и представителям аптечных сетей надо выстраивать диалог с представителями регулятора. Пока же, по словам господина Демина, по части продуктов аптечные сети-участники эксперимента вынуждены работать себе в убыток. «Необходимо понимать, что мы все-таки коммерческая организация. Мы готовы отдавать продукт с нулевой наценкой, но с условием, что получим справедливую компенсацию, не сработаем себе в убыток», - утверждает он.
У пациентов тоже возникают вопросы. «Какова будет цена отсечения? Сколько придется доплачивать? - интересуется сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. – Это вопрос доверия пациентов к подобной системе. И вопрос доверия к ней бизнеса».
«Для меня, так как речь идет о социальном проекте, главное – не сработать себе в убыток, - заявляет Сергей Демин. – Мы готовы ежемесячно предоставлять для Департамента здравоохранения информацию о закупочных ценах по каждому МНН. На этой основе можно формировать и изменять сумму компенсации по конкретным МНН. Но система ценообразования и компенсации цен должна быть прозрачной на всех уровнях».
Кстати, в Санкт-Петербурге подобный эксперимент провалился. «У нас была идея, что человек с льготным рецептом приходит в любую аптеку и получает нужный препарат, - рассказывает первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Андрей Сарана. – Аптека выставляет счет государству, и мы его оплачиваем. Это закончилось за три месяца, потому что у нас нет столько денег, чтобы хватило на все препараты».

Взгляд врача

Но наличие лекарственного препарата еще не означает, что пациент его будет принимать, уверен главный кардиолог Министерства обороны РФ, доктор медицинских наук Вадим Тыренко. Человек так устроен, что для него лекарство должно иметь определенную ценность. Поэтому Вадим Тыренко выступает за частичную оплату препаратов. Сумма должна зависеть от производителя, поколения препаратов, их инновационности и отпускной цены. «К такому лекарству пациент будет относиться более ответственно и будет его принимать. Это многолетний жизненный и врачебный опыт». По словам Тыренко, в льготу должны входить самые инновационные препараты, которые пациент не может купить из-за их дороговизны.
И, наконец, отечественная фарма должна создавать и производить полипилл – препараты с одновременным блокированием различных механизмов, скажем, сердечно-сосудистого риска. Подобная таблетка заменяет сразу несколько лекарств. В этом, считает доктор Тыренко, и заключается пациентоориентированность отечественных фармкомпаний. Пока же он видит примеры пациентоориентированной фармы среди иностранных компаний: «Они помогают проводить образовательные мероприятия, чтобы врачи и пациенты узнавали не только о наличии лекарств, но и о том, что имеют право их получать». Ведь важно не только отгрузить лекарства в аптеки, но и сделать так, чтобы они дошли до пациента.
У отечественной фармы тоже есть проекты, направленные на взаимодействие с пациентами, не согласилась с ним Марина Рыкова и привела в пример деятельность своей компании: «Мы инициировали и добились того, чтобы детям с сахарным диабетом не нужно было каждый год заново доказывать свою инвалидность. Теперь инвалидность им устанавливается сразу до 18 лет. Соответственно, они до 18 лет пользуются определенными льготами, не доказывая ежегодно, что имеют на них право. А иностранные фармгиганты сокращают свою деятельность в России. Это демонстрирует их приверженность политическим веяниям, а не нуждам и потребностям пациента».

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up