Придя со студенческой скамьи на работу в аптеку, выпускники фармфакультетов нередко сталкиваются с различными проблемами, которые, впрочем, для постоянных сотрудников не новы и давно уже разрешены. То шеф лишает законных выходных, то вдруг принуждают остаться на ночную инвентаризацию, а то устраивают после рабочей смены внутрикорпоративное обучение. Какие из этих требований законны? Все ли их надо выполнять? И как отстоять свои права?
Наш эксперт – заместитель директора по развитию розничной сети ООО «Прайд» Наталья Иванченко
Ситуация № 1. Навязанные сверхурочные
Менеджер по персоналу аптечной сети направляет первостольников на сверхурочные дежурства в другие аптеки сети, тем самым лишая людей законных выходных. И далеко не всегда это происходит добровольно.
– Менеджер по персоналу не имеет права отдавать распоряжения, касающиеся управления аптекой. Задачу сотруднику ставит его непосредственный руководитель – заведующий аптекой. Это прописано в трудовом договоре и должностной инструкции.
Мы все понимаем, что отрасль испытывает кадровый голод. В каждой организации эти вопросы решаются по-разному. Например, с помощью системы материальных поощрений.
Могу рекомендовать при приеме на работу очень внимательно читать свой трудовой договор, так как способы решения подобных ситуаций должны быть там прописаны.
Ситуация № 2. Неудобное время
На инвентаризации, проводимой всегда в ночное время, обязаны присутствовать все первостольники, работающие в аптеке. После смены или перед сменой оставаться на ночь очень тяжело. А компенсация за ночную работу совсем маленькая. Неужели нельзя проводить эти работы днем?
– Инвентаризация действительно может проводиться в ночное время. Исключение – если не позволяют внешние условия, например, аптека находится в торговом центре, который на ночь закрывается и передается на охрану. Кроме того, от ночного труда освобождаются беременные женщины и матери маленьких детей. Ночные смены должны быть оплачены в полном объеме.
Сотрудники уведомляются письменно под подпись за несколько дней до начала инвентаризации, причем не только о времени ее проведения, но и о составе инвентаризационной комиссии. Сотрудник, который на следующий день будет открывать аптеку, может уйти в 23:00 или в 24:00, не дожидаясь окончания инвентаризации. Это обсуждается до начала инвентаризации с председателем комиссии и трудовым коллективом.
Если клиент хочет написать жалобу, обязательно предоставьте ему такую возможность. Жалоба – это нормальный, корректный способ высказать претензию, избежав чрезмерного эмоционального накала
Ситуация № 3. Кто оплатит недостачу?
Во время инвентаризации обнаружилась недостача. Ее распределили на всех первостольников. Что делать, если не согласен платить?
– Снова повторю, что очень важно читать и трудовой договор, и остальные документы, которые подписываются при приеме на работу. Коллективная материальная ответственность подразумевает ответственность трудового коллектива за сохранность товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Как правило, вопросы списания возникают при открытой выкладке. Необходимо уточнить процент списания, условия обеспечения сохранности ТМЦ работодателем и предыдущий результат инвентаризации.
В аптеках с закрытой выкладкой недостачу покрывают материально ответственные лица, так как доступа иным лицам в помещения хранения не должно быть. Если же вы не материально ответственное лицо, вас не могут обязать оплачивать недостачу.
Если вы не виновны в недостаче, необходимо четко обозначить свою позицию и заявить о готовности обратиться в правоохранительные органы. Как правило, работодатель идет на встречу, ведь его задача – честные трудовые отношения и сохранность ТМЦ. Если работодатель грозит подать на вас в суд, пусть подает, это его право. Право сотрудника – доказать свою невиновность, в том числе в судебном порядке. При этом я считаю, что начинать нужно всегда с диалога, задашь вопрос – получишь ответ. К сожалению, нередко сотрудники не готовы защищать свои интересы в соответствующих инстанциях. В этих случаях остается либо оплачивать недостачу и работать дальше, либо прекращать трудовые отношения.
Ситуация № 4. За чей счет учеба?
В аптеке часто проводится внутрикорпоративное обучение, не имеющее отношения к прямым обязанностям первостольника и не попадающее под критерии НМО. Все это проходит в рабочее время и без оплаты. При этом от основных обязанностей никто сотрудника не освобождает.
– Обучение – важная часть профессионального развития фармацевтического специалиста, особенно начинающего. Считаю, что занятия необходимо посещать. При этом внутрикорпоративное обучение нередко проходит по инициативе фармацевтических компаний. Такой вид обучения может быть оплачиваемым для сотрудника, либо оно проводится в рабочее время с освобождением сотрудника на 2–4 часа от основных обязанностей. Если речь идет о полноценном тренинге, на который уходит 1–2 дня, тогда, полагаю, он должен быть оплачен сотруднику.
Ситуация № 5. Правило 15 минут
В аптеку частенько захаживает постоянный клиент, который приходит специально поскандалить. Не всегда есть возможность пригласить заведующую. А он каждый раз грозится написать жалобу в надзорные органы.
– К сожалению, бывают сложные посетители. Работа первостольника предполагает общение с людьми, так что надо быть готовым к возможным конфликтам. Если клиент хочет написать жалобу, обязательно предоставьте ему такую возможность. Жалоба – это нормальный, корректный способ высказать претензию, избежав чрезмерного эмоционального накала. Я выработала для себя правило: если кто-то (не обязательно посетитель) не готов к урегулированию проблемы на рациональном уровне в течение максимум 15 минут, я перевожу общение в правовое поле. Пусть это будет письменное обращение к руководителю организации или в надзорные органы. Негативные последствия от такой жалобы могут быть только в случае, если действия сотрудника содержат признаки угрозы жизни или здоровью потребителя. Если же надзорные органы не усмотрят подобных нарушений, то вопрос решится в пользу аптеки.