Ольга Воробьева
- Доцент кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии ПИМУ
- Кандидат фармацевтических наук
Совет оказался полезным
В 17 лет сложно самостоятельно определиться с будущей профессией, особенно если ты не вырос в среде профессиональной династии. Здесь, как правило, многое зависит от советов родителей, учителей, близких людей. В школе мне нравились разные предметы, в том числе химия и биология, но выбор направления для меня был неоднозначен. Если же говорить о перспективах трудоустройства, то на моей малой родине, в небольшом поселке Владимирской области, к сожалению, не самый широкий спектр возможностей для самореализации.
Кто-то из знакомых обратил мое внимание на профессию провизора. Аргументация была проста: работа чистая, востребованная, заработки хорошие, для девушки – то, что нужно. Родители идею поддержали. Мне это показалось интересным, и я решила поступать в Нижегородскую медицинскую академию.
Аналитика forever
В вузе не было цели получать отличные отметки, но то, что нужно учиться, было для меня само собой разумеющимся. Многие мои сокурсники подрабатывали в аптеках: это и деньги, и практика. Я же считала, что в вузе главное – учеба, да и особого стремления работать в сфере продаж у меня никогда не было. Мне нравились все многочисленные виды химии, которые преподаются на фармацевтическом факультете, особенно аналитическая и фармацевтическая. Диплом писала по одной из тем кафедры фармхимии и фармакогнозии – разработка и исследование препаратов на основе бетулина. После окончания академии мне предложили поступить в аспирантуру на кафедре, и я согласилась.
Между окончанием вуза и аспирантурой месяц поработала в аптеке. Поняла, что это не моя стихия, для первого стола нужен другой склад ума и характера. В основном фармацевтическое образование «заточено» на подготовку кадров для аптек. Однако если человек действительно увлечен производственными или научными вопросами, он сумеет найти возможности для реализации своих стремлений.
На стыке наук
Сейчас на кафедре мы продолжаем разрабатывать тему, заинтересовавшую меня еще в студенчестве, – применение бетулина. Это природное соединение, содержащееся в бересте (верхний слой коры березы). Оно обладает целым комплексом лечебных свойств: иммуностимулирующим, антиоксидантным, гепатопротекторным, противоязвенным, антибактериальным, противовоспалительным, противовирусным. Благодаря своему натуральному происхождению препараты бетулина обладают минимальным количеством побочных эффектов, но при этом – высокой фармакотерапевтической активностью. В частности, наша команда исследует возможности производных бетулина в противоожоговых раневых покрытиях.
Создание таких препаратов – это не только фармхимия и фармакогнозия. Это совместная работа с биологами, инженерами и другими специалистами. Современная реальность такова, что открытия происходят не в какой-то отдельно взятой сфере, а на стыке наук. В настоящее время наша разработка находится на стадии доклинических испытаний. Но для внедрения лекарственного средства в производство и вывода на рынок требуется немало усилий и существенная финансовая поддержка. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы эти препараты вскоре стали доступны для потребителей.
Главный фактор мотивации
Работа на кафедре – это не только и не столько преподавательская деятельность, быть педагогом я не стремилась. Меня в первую очередь привлекали аналитическая и научная сферы. Сотрудник вуза – это не просто педагог, это исследователь, который делится своими знаниями. Мне легко находить общий язык со студентами, возможно, потому, что у нас не очень большая разница в возрасте. Все ребята разные, и к каждому нужен свой подход, чтобы заинтересовать.
Конечно, вопрос, как замотивировать студента на учебу, весьма непростой, но, как мне кажется, есть один очень важный аспект: студенту интересно тогда, когда интересно преподавателю. Если педагог сам увлечен своим предметом, то это передается ученикам. Ведь смысл обучения еще и в том, чтобы расширить горизонты, чтобы показать человеку новые возможности для развития своих способностей, для самореализации. Например, многим студентам нравится, когда их привлекают к научной работе. Это живое и настоящее дело, к которому хочется быть причастным. И есть вероятность, что кто-то из студентов найдет в нем свое призвание на всю жизнь.