И в России, и в Алжире сотрудники аптек нацелены на оказание квалифицированной лекарственной помощи посетителям. Кстати, профессия провизора высоко востребована в обеих странах.
Мохаммед Риффи
- Аспирант кафедры фармацевтической технологии Института фармации, химии и биологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»).
Престижно и перспективно
Я родился и вырос в Алжире. Никто из моей семьи не имел отношения к фармации. Однако профессия провизора в нашей стране всегда пользовалась заслуженным уважением. Мой отец советовал мне строить карьеру в этом направлении, поскольку это и престижно, и доходно. Провизор может открыть свою аптеку, что обеспечивает стабильность в жизни. Мне нравилось изучать химию и биологию, я еще в школе интересовался лекарственными свойствами растений, и провизорское направление в этом отношении выглядело для меня привлекательно и перспективно. Чтобы поступить на медицинский или фармацевтический факультет, необходимо показывать высокие результаты учебы. В школе у меня было все весьма успешно, и это послужило весомой предпосылкой для выбора специальности.
Я 6 лет проучился в университете Абу Бекр Белкаид в Тлемсене. Затем 2 года проработал в аптеке провизором. Понял, что хочу учиться дальше, получить более глубокие профессиональные знания.
От Павлова к Сеченову и далее
Для дальнейшего обучения я выбрал Россию. Интересовался русской культурой, меня привлекало качество образования, хотелось погрузиться в другой мир, знакомиться с новыми людьми и новыми подходами к профессии. Обратился в посольство России в Алжире. Так как у меня были хорошие характеристики и рекомендации, ответ пришел довольно быстро. Я отправился на подготовительные курсы в Рязанский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова. С 2018 по 2020 г. обучался там, основной акцент, конечно, был на изучении русского языка. Затем поступил в магистратуру Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Учился бесплатно, получал стипендию, жил в удобном общежитии. А главное – приобрел хорошие знания и навыки, в частности, по работе с лабораторными животными, по освоению современной аппаратуры, по организации и проведению доклинических и клинических исследований. По окончании магистратуры появилась возможность поступить в аспирантуру. Я встретился с заведующей кафедрой фармацевтической технологии НИУ «БелГУ» Еленой Теодоровной Жиляковой и доцентом той же кафедры Александром Васильевичем Бондаревым, и меня пригласили в Белгород. Сейчас я первый год прохожу аспирантуру, а Александр Васильевич – мой научный руководитель. Если в Сеченовском университете мы занимались преимущественно изучением действия лекарственных препаратов, то сейчас в центре внимания создание новых лекарств. Мы изучаем, какое влияние на организм оказывают комплексы веществ – минеральных, полимерных, а также растительного происхождения. На кафедре ведется разработка составов и технологий по различным направлениям. Это очень интересная тематика, и я нашел здесь все необходимое для проведения новой исследовательской работы.
О сходстве и различиях
Коллеги-провизоры нередко задают вопросы, чем отличается средиземноморская аптека от российской. У них много общего, но и своя специфика имеется. Например, в Алжире провизор имеет право поступить в ординатуру и стать специалистом в области паразитологии, микробиологии и токсикологии. В плане принятия решений при отпуске лекарственных средств у него больше возможностей. В частности, если пациент приходит с некорректно оформленным рецептом, провизор может решить эту проблему. На наших рецептах указывается номер телефона и адрес врача, поэтому провизор связывается с врачом и выясняет непонятные обстоятельства. Конечно, это не касается рецептов на наркотические и сильнодействующие средства. Эти препараты могут отпускаться только в строгом соответствии с правилами оформления рецепта. В России, насколько я знаю, неправильно оформленный рецепт – повод для отказа.
В Алжире есть четкое деление на бакалавров и магистров, у них разные должностные права и обязанности. Общее с Россией то, что раз в 5 лет необходимо подтверждать свое соответствие профессиональным требованиям. У нас это проходит в форме экзамена по нескольким предметам.
Но главное – и в России, и в Алжире сотрудники аптек нацелены на оказание квалифицированной лекарственной помощи посетителям. Кстати, профессия провизора высоко востребована в обеих странах.
Я живу в России уже 5 лет и вижу здесь хорошие перспективы. Конечно, скучаю по родным, благо, есть дистанционные технологии, позволяющие регулярно общаться. Сейчас я готовлюсь к аккредитации, чтобы иметь возможность работать российским провизором. Я говорю на четырех языках: арабском, французском, английском и русском, увлекаюсь подводным плаванием. В моих планах – продолжать научные исследования и заниматься преподаванием. И, конечно, создать семью. Считаю, что профессиональный выбор был сделан правильно.