Четверг, 18 июля 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Увольнение сотрудников

Важные психологические аспекты
freepik
Фото: freepik

Увольнение сотрудников является одним из наиболее сложных психологических моментов в работе руководителя. Увольнение по инициативе руководства неизбежно вызывает у уволенного работника стресс, обиду и тяжелые переживания. Чтобы минимизировать возможные проблемы, руководитель должен провести процесс увольнения правильно не только с юридической, но и с психологической точки зрения. Грамотное психологическое сопровождение увольнения позволит избежать чрезмерных переживаний и обид у уволенного сотрудника и не допустить стресса у оставшегося персонала. Как избежать негативных последствий при увольнении сотрудника?

Наш эксперт - психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч консультант, арттерапевт Ольга Заводилина

Прежде всего мы с вами понимаем, что при увольнении сотрудника по любой причине руководитель обязан соблюсти все юридические тонкости и действовать исключительно в рамках Трудового кодекса РФ. Но очень важным аспектом увольнения является психологическое поведение руководителя: при деликатном и грамотном подходе к увольнению работника можно избежать многих проблем. Чтобы это процесс был максимально щадящим для увольняемого сотрудника и не вызвал лишнего стресса у руководителя и напряженности в рабочем коллективе, важно соблюдать определенные правила.

Правило 1. Учитывайте гендерные особенности увольняемого сотрудника.

Исследования показали, что при увольнении по инициативе руководства мужчины испытывают более сильный стресс, чем женщины. Мужчины болезненнее переживают факт увольнения, потому что их больше волнует карьерный рост и успехи в трудовой деятельности. Женщины от природы более адаптивны: они лучше переносят стресс, быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям и легче переживают увольнение. При увольнении мужчин руководитель должен использовать более щадящий для их психики подход и проводить весь процесс увольнения особенно внимательно.

Правило 2. Сообщайте сотруднику об увольнении лично и без свидетелей.

Разговор об увольнении неприятен для обеих сторон, и реакция работника на сообщение о его увольнении может быть довольно эмоциональной. Она зависит от характера человека: кого-то такое сообщение может довести до слез, а кто-то может проявить недовольство, предъявить какие-то претензии или в резкой форме высказать все, что он думает о вашей компании. Руководитель должен выслушать работника, но затягивать такой разговор не следует: говорите с подчиненным спокойно, но твердо и кратко, по существу вопроса.

Правило 3. При увольнении сотрудника сохраняйте спокойствие.

Как бы эмоционально ни отреагировал сотрудник на сообщение о его увольнении, при разговоре с ним руководитель должен сохранять полное спокойствие и не допускать того, чтобы раздражение увольняемого сотрудника привело к агрессии или скандалу. Спокойное и сдержанное поведение руководителя позволит завершить трудовые отношения с этим работником благополучно.
Очень важным аспектом увольнения является психологическое поведение руководителя: при деликатном и грамотном подходе к увольнению работника можно избежать многих проблем

Правило 4. Используйте психологический прием «ПНП» («Позитив‑Негатив‑Позитив»).

Такой подход поможет облегчить неприятный разговор об увольнении. Сначала напомните сотруднику его положительные стороны, затем сообщите об увольнении и объясните, почему именно вы его увольняете, и дайте ему высказаться, если это необходимо, а в конце разговора еще раз подчеркните его наиболее сильные профессиональные и личные качества и выразите уверенность в том, что он обязательно найдет другое место работы, где он сможет более полно раскрыть и реализовать свой потенциал.

Правило 5. Откажитесь от претензий.

Если сотрудника похвалить не за что или у него недостаточно профессионализма, не следует уходить в претензию и напоминать ему о его ошибках или негативных чертах характера. Увольняемый сотрудник может посчитать такие обвинения несправедливыми и незаслуженными, и после такого разговора у него останется неприятный осадок или обида. Сфокусируйтесь на его личных положительных качествах. В этом случае можно дать ему рекомендации, где можно повысить квалификацию, пройти переобучение или тренинги, но давать такие советы следует спокойным и дружеским тоном. Причину увольнения необходимо сформулировать не в виде претензии, а в виде конкретного факта.

Правило 6. Соблюдайте договоренности даже после увольнения сотрудника.

Если вы обещали уволенному сотруднику дать хорошие рекомендации, даже несмотря на все его ошибки и промахи в работе, то сдержите свое обещание. Но старайтесь таких обещаний не давать.

Правило 7. Уделяйте пенсионерам особое внимание.

Если сотрудник уволен в связи с выходом на пенсию, руководителю рекомендуется в присутствии всего коллектива поблагодарить этого работника за отличный труд и пожелать ему всего самого доброго в дальнейшей жизни. Это поможет смягчить процесс увольнения для этого сотрудника и положительно повлияет на психологический климат в трудовом коллективе к целом.
Принимая сотрудников на работу, каждый руководитель надеется на долгую и успешную работу этого человека в компании. Но в реальной жизни может случиться всякое, и если речь идет об увольнении, то руководитель должен сделать этот процесс максимально щадящим для увольняемого работника и комфортным для себя.

Ольга Заводилина

Ольга Заводилина

Эксперт

Психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант, арттерапевт

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up