Результаты деятельности любой компании во многом зависят от эффективности работы каждого сотрудника, поэтому опытные руководители уделяют подбору кадров большое внимание. Но даже среди профессионалов встречаются такие сотрудники, которые своим поведением могут негативно влиять на атмосферу в рабочем коллективе, отпугивать клиентов или мешать работе коллег. Если сотрудник не может работать в команде, не соответствует ожиданиям руководителя, не приносит компании никакой пользы или вызывает психологический дискомфорт в рабочем коллективе, то, возможно, пришло время от него избавиться. Каких сотрудников нужно уволить, чтобы повысить эффективность работы компании?
Об этом рассказывает наш эксперт – психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант, арттерапевт Ольга Заводилина. Эта информация будет полезна не только руководителям компаний, но и рядовым сотрудникам: если в одном из описанных ниже типов вы узнаете себя, это означает, что вам необходимо срочно изменить свое отношение к работе, иначе вас могут уволить.
Все руководители знают, какие работники являются неэффективными: это сотрудники, которые не соответствуют требованиям данной компании, не выполняют возложенные на них обязанности и не соблюдают трудовую дисциплину. Но зачастую больше всего проблем доставляют работники, разрушительное влияние которых на деятельность компании не столь очевидно. Для эффективной работы трудового коллектива руководитель должен понимать, какие сотрудники мешают рабочему процессу и кого следует уволить без всякого сожаления прямо сейчас. Первыми кандидатами на увольнение являются следующие работники.
1. Сотрудник, который не разделяет ценностей компании
В любой компании все сотрудники работают на одну общую цель, и для достижения этой цели необходимы взаимовыручка и взаимопомощь. Это особенно важно для небольших компаний, в которых сплоченность коллектива помогает эффективнее решать самые неожиданные проблемы. Если кто-то из сотрудников, имея возможность делать больше, чем входит в его непосредственные обязанности, не хочет в кризисных ситуациях выходить за рамки своих непосредственных обязанностей и заявляет: «Это не моя работа, я не буду это делать», это говорит о его нелояльности не только к коллегам, но и к компании в целом.
2. Сотрудник, который раздражает коллег
Причины для раздражения могут быть разные: неопрятность, чрезмерная болтливость или пессимизм.
Неопрятный внешний вид говорит не только о пренебрежении к себе и окружающим – такой работник может также небрежно относиться и к своим рабочим обязанностям.
Слишком болтливые сотрудники зачастую навязчиво высказывают свое мнение по самым разным вопросам, которое может не совпадать с мнением коллег. Это может привести к серьезным конфликтам в рабочем коллективе. К тому же чрезмерная болтливость может быть признаком того, что этот сотрудник просто уклоняется от выполнения своих обязанностей и при этом отвлекает от работы коллег.
Пессимисты скептически относятся к руководству и за глаза критикуют решения и требования руководителя. Они не верят в успешное выполнение поставленных перед ними задач, критикуют рабочую обстановку и во всем видят только негатив. Такой пессимизм заразителен: негативно настроенные сотрудники отравляют психологическую атмосферу в трудовом коллективе и снижают мотивацию к работе у коллег.
3. Сотрудник, который всегда чем-то недоволен
В любой компании невозможно создать такие рабочие условия, чтобы они были идеальными для всех. Большинство сотрудников понимают, что нужно приспосабливаться работать в предлагаемых условиях, но в коллективе может оказаться такой работник, который всегда находит повод для недовольства. Его может не устраивать график работы, организация рабочего места или чрезмерные, как ему кажется, требования руководства. И даже если руководитель отнесется к его претензиям и капризам серьезно, то вечно недовольный сотрудник обязательно найдет новые поводы для жалоб: неудобный рабочий стул, сквозняк из окна, слишком мощный или слишком слабый кондиционер, не такой компьютер и т. п.
Зачастую больше всего проблем доставляют работники, разрушительное влияние которых на деятельность компании не столь очевидно
4. Неисполнительный сотрудник
Неисполнительными могут оказаться даже опытные профессионалы, если они не могут доводить начатое дело до конца. Зачастую такие люди берутся за все сразу: обещают и отчет написать, и клиентам позвонить, и инвентаризацию провести, но время идет, а работа не делается. Таким сотрудникам всегда мешают какие-то внешние «обстоятельства непреодолимой силы», которые, как правило, бывают надуманными. Неисполнительные сотрудники берутся за выполнение задачи, но не могут ее выполнить в запланированные сроки и тем самым подводят и руководство, и компанию в целом. Как правило, о срыве срока выполнения работы они не сообщают заранее, и руководитель узнает об этом в самый последний момент. Если такая ситуация повторяется систематически, это означает, что с данным сотрудником лучше расстаться.
Неисполнительный работник может начать открыто противостоять руководству, не соблюдая субординацию, демонстративно не выполняя распоряжений начальства или даже может начать настраивать других работников на противостояние руководителю. Такое отношение вредит работе и разрушительно действует на психологический климат в коллективе, поэтому такого оппозиционера следует уволить как можно быстрее.
5. Сотрудник, на которого постоянно жалуются коллеги
Если на кого-то из сотрудников жалуются коллеги или просто обсуждают его негативное поведение между собой, необходимо разобраться в причинах этих жалоб и начать с ними работать. При этом важно понимать, что если проблема кроется именно в поведении человека (например, если он хамит коллегам, оскорбляет их, использует на работе ненормативную лексику и т. п.) и он не хочет или отказывается придерживаться правил поведения в компании, то исправить такого сотрудника невозможно. Для сохранения нормального психологического климата в коллективе руководителю необходимо уволить грубияна.
6. Сотрудник, который не может жить без сплетен и интриг
Сплетники и интриганы могут разрушить любой коллектив, поэтому их нужно увольнять без всякого сожаления.
7. Слишком раздражительный сотрудник
При общении с клиентами, покупателями в аптеке или пациентами в медицинском учреждении каждому сотруднику необходимо быть вежливым и всегда сохранять спокойствие и самообладание. Важно помнить, что среди клиентов фармацевтических и медицинских учреждений бывает особенно много недовольных, нервных, неадекватных и неуравновешенных людей, и при общении с ними чрезмерно раздражительный медицинский работник может не сдержаться и вызвать конфликт. Но слишком раздражительный сотрудник будет проблемой не только для клиентов, но и для коллег: его проведение по отношению к коллегам вряд ли будет спокойным и мирным.
Каждый руководитель должен помнить, что увольнение нежелательного сотрудника должно проводиться с соблюдением всех юридических аспектов и правовых норм, которые регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Нарушение требований ТК РФ может привести к восстановлению сотрудника в должности по указанию трудовой инспекции и наложению на учреждение штрафных санкций.
Психолог, семейный системный психотерапевт, бизнес-тренер, коуч-консультант, арттерапевтОльга Заводилина