Когда заходит речь об образовательных стандартах, в их важности и необходимости ни у кого не возникает даже тени сомнения. Но стоит завести речь о профессиональном стандарте, сразу задают вопросы, зачем и кому он нужен. Давайте разбираться.
Разграничение понятий
За последнее время, сетуют специалисты, в аптеке разница между фармацевтом и провизором практически исчезла. Раньше у последнего хоть зарплата пусть немного, но быао побольше. Сейчас же и обязанности одинаковые, и зарплаты, только дипломы разные. У одного образование среднее, у другого – высшее. Результат – в этом году на фармацевтические специальности даже на бюджетные места был недобор первокурсников. Зачем напрягаться, учиться сначала в вузе, потом в ординатуре, если можно закончить колледж и сразу начать работать, получая практически ту же зарплату, что и выпускник вуза?
Специалисты видят выход в разграничении профессиональных обязанностей, что можно сделать с помощью профессионального стандарта. Данный документ призван четко определить, что должен делать провизор и что - фармацевт в зависимости от квалификации и уровня образования. Это необходимо еще и потому, что в законе «Об охране здоровья граждан» есть только понятие «фармацевтический работник», под которым подразумевается лицо, имеющее фармацевтическое образование и выполняющее фармацевтическую деятельность. Фармацевтическая деятельность включает в себя хранение, перевозку, оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, их отпуск и изготовление для медицинского применения, вводит в курс дела исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.
«Разграничение обязанностей предполагает значительную разницу в функциях, оплате, инструментах при реализации своей профессиональной деятельности. Если этого не случится, разница между фармацевтом и провизором исчезнет совсем. Уже сейчас выпускники колледжей могут с таким же успехом, как и лица с высшим образованием, занять должность заведующей аптекой», - уточняет директор АНОО ДПО Учебный центр «Доктрина» Елена Лазарева.
Но все, конечно, зависит от практических потребностей. В отдаленном населенном пункте физически может не оказаться специалиста с высшим образованием, и, если ужесточить требования, жители могут вообще остаться без лекарственного обеспечения, замечает Елена Неволина. И бизнесу больше нужны фармацевты, поддерживает ее исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова. Что, впрочем, не отменяет необходимости профстандарта.
«Профстандарт – это ожидания работодателя, - вносит ясность заместитель директора по научной работе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, заведующая кафедрой промышленной фармации, член-корреспондент РАН, доктор фармацевтических наук, профессор Наталья Пятигорская. – Данный документ дает работникам возможность понять, что они должны знать и уметь». По ее словам, имеющийся сейчас проект профстандарта на фармацевтического работника включает в себя очень широкий охват трудовых действий возможного специалиста. Профессор Пятигорская оценивает это как большую удачу.
Профессиональный стандарт – это ожидания работодателя. Данный документ дает работникам возможность понять, что они должны знать и уметь
Ожидания работодателя
Еще одна проблема, которую можно было бы решить с помощью профстандарта, это возможность для сотрудника, руководящего аптекой, встать за первый стол. «Руководитель фарморганизации не может осуществлять ту же деятельность, что и фармацевт, - объясняет HR корпоративные коммуникации ГК «Вита Плюс» Елена Мнацаканян. – Это ненормально, это надо обязательно исправить! Как заведующая аптекой, управляя своей торговой точкой, может не иметь права провести мастер-класс для своего сотрудника, чтобы на конкретных примерах разобрать ситуации, с которыми он сталкивается? Но в соответствии с профстандартами она не имеет права встать за первый стол. Для этого необходим дополнительный сертификат».
Как говорит Елена Неволина, эту проблему Национальная фармацевтическая палата пытается решить с 2014 года. Сначала свое вето за изменения накладывала РАФП, считая, что иначе возникнут проблемы на производстве, а когда вроде бы нашли обходной путь и в профстандарте написали, что функцию розничной торговли, изготовления и оптовой торговли лекарственными препаратами может выполнять заведующая аптекой без предъявления к ней дополнительных требований, против высказалась высшая школа. Вузы считают, что заведующая аптекой может иметь только высшее образование.
Нацфармпалата по этой животрепещущей теме провела опрос фармработников. Девять тысяч специалистов ответили, что дополнительные требования не нужны. Результаты опроса попали в Минтруда, которое утверждает профстандарты. И все осталось по-прежнему.
Что касается квалификации выпускников учебных заведений, то, судя по словам Елены Мнацаканян, молодые специалисты плохо представляют себе требования работодателя. И компаниям приходится на доведение полуфабриката до нужной степени готовности тратить много сил. Чтобы восполнить пробелы в практических навыках своих будущих работников, ГК «Вита Плюс» предлагает учебным заведениям организовать для их студентов практику в любом формате. Но учебные заведения не очень охотно идут на сотрудничество. Обычно практикантов они направляют в самый последний момент, к тому же оказывается, что именно этот студент работать в аптеку ни за что не пойдет.
Учебные заведения тоже имеют свои счеты с будущими работодателями студентов. Многие из них не участвуют в процессе подготовки, возражает профессор Пятигорская. Нужно теснее взаимодействовать с вузами, предлагать свои программы.
Профстандарт может помочь и компании, и работнику, делает вывод директор по персоналу службы персонала компании «Здравсервис» Елена Мурашова. Внутри компании выпускаются должностные инструкции, они могли бы опираться на профстандарт. Чтобы, придя работать в компанию, новый сотрудник понимал, на что он может опираться, где он уже профи, а в чем ему надо нарастить компетенции. В профстандарте она видит не инструмент контроля и ограничений, а инструмент опоры.