Пятница, 29 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Куда нам плыть?

Преподаватели обсудили проблемы дистанционного обучения в медицинском вузе
freepik
Фото: freepik

Врача можно обучать только у постели больного. До весны 2020 года это утверждение считалось аксиомой и не подвергалось сомнению. Но пандемия заставила медицинские вузы перейти на дистанционное обучение. С какими трудностями пришлось столкнуться учебным заведениям, где обучаются будущие врачи, рассказали участники дискуссии, состоявшейся в рамках Национального конгресса педиатров.

 

Нужна сильная мотивация

По словам доктора медицинских наук, заведующей кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом последипломного образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Марины Галактионовой, в вузе подготовлен большой мультимедийный контент для освоения в том числе и практических навыков.  «Дополнительно у нас на кафедре подготовили дистанционные модули по пропедевтике детских болезней, здоровому образу жизни, грудному вскармливанию, что позволило студентам отрабатывать задания непосредственно на сайте», - говорит профессор Галактионова.

Студенты получили доступ к электронным материалам, видеозаписям лекций, обучающим фильмам. Причем обучающиеся могли не только смотреть эти фильмы, но и по прикрепленному чек-листу оценивать свои знания и умения. Оценки вносились в электронный журнал успеваемости. Просматривая результаты, преподаватели давали студентам индивидуальные задания.

Кстати, на дистанционном обучении посещаемость практических занятий и лекций была выше, чем при очном. Особенно это было заметно на старших курсах, когда большинство студентов уже работают в практическом здравоохранении, а значит, у них часто нет времени на посещение лекций. Студенты-волонтеры, работавшие в «красной» зоне, выше всего оценили круглосуточную возможность связаться с преподавателем.

Итак, плюсы дистанционного обучения:

  • возможность учиться, находясь дома, на работе и в любом другом месте;
  • мобильность;
  • практически круглосуточная онлайн-связь с преподавателем;
  • возможность по мере надобности возвращаться к учебным материалам и рассмотрению сложных ситуационных задач.

Минусы дистанционного обучения:

  • чтобы самостоятельно осваивать программу обучения, нужна очень сильная мотивация. Как правило, она появляется не раньше третьего курса, когда студенты уже идут работать. Самая же активная самоподготовка была у студентов выпускных курсов: они готовились к государственной аккредитации;
  • недостаток практических знаний и отработки практических навыков, которые необходимы врачам.

«Студенты однозначно утверждают, что нет ничего ценнее практики у постели больного, - так говорит о главном недостатке дистанционного обучения профессор Галактионова. – И хотя теперь у каждого вуза есть хорошая дистанционная платформа для отработки и совершенствования практических навыков, дистанционное обучение не может заменить очное. Врачам нужны мануальные навыки. А навыки общения с маленькими пациентами и их родителями можно отработать только при личном общении».

 

Тьютор, помоги!

Как отметили участники дискуссии, при дистанционном обучении важна качественная и бесперебойная работа образовательных сайтов и платформ. Что невозможно без привлечения к сотрудничеству грамотных программистов и технических специалистов. Так как многие преподаватели в возрасте 60+ не очень уверенно работают с гаджетами, нужны профессионалы, которые могут быстро ликвидировать этот недостаток. Потому во многих вузах были созданы новые подразделения. Например, в Уральском государственном медицинском университете появилось управление цифровой трансформации образования. Его специалисты разработали онлайн-программу повышения квалификации и в помощь преподавателям создали институт тьюторов.

«Цифровой тьютор – сотрудник кафедры, аспирант или ординатор, уверенно владеющий цифровыми технологиями. В его обязанности входит помогать преподавателям в создании электронных образовательных ресурсов и разработке электронных учебных курсов, - говорит кандидат технических наук, начальник управления цифровой трансформации образования УрМГУ Татьяна Ткаченко. - Тьютор информирует преподавателей о методиках работы с электронными образовательными ресурсами, консультирует их, а также выбирает для своей кафедры, исходя из ее специфики, самые оптимальные образовательные платформы».

Параллельно каждая кафедра разрабатывала полноценные электронные курсы обучения. «Мы внедряли систему дистанционного обучения, обучали тьюторов и преподавателей, используя новые навыки, преподаватели разрабатывали электронные курсы. Самые актуальные, например, посвященные коронавирусной инфекции, были созданы буквально с колес. Только за 1,5 месяца осенью 2020 года на наших курсах повышения квалификации прошли обучение более тысячи слушателей. Это показывает эффективность организационных мероприятий и большую востребованность электронных курсов», - делает вывод Ткаченко.

По ее мнению, дистанционное обучение требует виртуализации тренажеров и симуляторов, при этом нагрузка на преподавателей возрастает. С ней согласна профессор Галактионова, которая рассказала о результатах анкетирования, проведенного в Красноярском ГМУ: на подготовку и проведение только одного дистанционного занятия 60% преподавателей понадобилось более четырех часов. Вывод: для расчета учебной нагрузки при дистанционном обучении следует разработать отдельную методику.  

 

Быть вместе на расстоянии

Дистанционные технологии пришлось осваивать и в последипломном образовании. «Сегодня в Самарской области в каждой ЦРБ обязательно имеется кабинет, оборудованный компьютером, с которого можно войти в федеральную и областную медицинские библиотеки, - вводит в курс дела врач-педиатр, доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии Института профессионального образования Самарского ГМУ Людмила Каткова. – Если бы этого не было, мы не смогли бы создать электронную образовательную среду». Сейчас в университете созданы и зарегистрированы в ютубе актуальные лекции по проблемам педиатрии. По каждой теме (недоношенные дети, современные технологии выхаживания, неотложная помощь в педиатрии и др.) сделаны презентации лекций и семинаров, туда же поместили клинические рекомендации, нормативно-правовые документы.

«Труднее всего было обеспечить доступ к этому практическим врачам. 30% специалистов, которые повышают квалификацию на нашей кафедре, старше 60 лет. Большинство из них не были готовы работать в электронной образовательной среде. Чтобы перейти на полный дистант, пришлось обучать и консультировать докторов по телефону. Каждый преподаватель кафедры взял на себя несколько врачей и объяснял, как пользоваться теми материалами, которые размещены на наших электронных ресурсах. И сейчас любой цикл мы начинаем с практического занятия, на котором учим слушателей работать с ними», - рассказывает доцент Каткова.

Среди тех, кто повышал свою квалификацию на кафедре в 2020 году, провели анкетирование. Слушатели отвечали на следующие вопросы: «Какие трудности вы испытывали при изучении лекций в дистанционном формате? Как оцениваете пройденный материал? Каковы ваши предложения по улучшению учебного процесса?» Выяснилось, что практическим врачам нравится современная подача учебного материала, так как они могут все посмотреть в удобное для них время. 37% слушателей при освоении учебной программы не испытывали никаких трудностей и довольны качеством представленных для освоения курсов. Многим нравится, что можно общаться и заходить на нужные ресурсы через разные гаджеты.

Но больше половины врачей не хотят совмещать учебу с работой. Им хочется живого и эмоционального общения с преподавателем. И абсолютно все слушатели, даже имеющие большой стаж работы, главным недостатком считают отсутствие возможности проведения практических занятий у постели больного.

Выводы из первых опытов дистанционного обучения медицинские вузы сделали. Участники дискуссии считают, что основные усилия сейчас необходимо направить на:

  • создание полноценных электронных учебных пособий;
  • внедрение новых дистанционных курсов для отработки практических навыков;
  • проведение в дистанционном формате вебинаров по разбору сложных случаев.

 

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Log in or Sign up