Система подготовки кадров для медицины, и не только врачей, но и управленцев, менеджеров, статистиков, вынуждена перестраиваться буквально на ходу. Новые условия работы и развитие технологий предъявляют к медицинскому персоналу совершенно иные требования, чем еще пять лет назад.
Судя по выступлениям на очередном Конгрессе «Здоровое общество», проблемы подготовки кадров для медицины, в том числе и руководящих, остаются в фокусе внимания не только профильного министерства, но и регионов.
Интерактив рулит
В 2020 году регионы ощутили резкую нехватку врачей-инфекционистов. Причем достаточно широкого профиля. С одной стороны, требовались врачи, умеющие лечить новую коронавирусную инфекцию, с другой – нужны были специалисты, разбирающиеся в проблемах, возникающих по ходу болезни с легкими, почками, кроветворной и сердечно-сосудистой системой. Так как быстро сформировать профессиональный пул инфекционистов и пульмонологов невозможно, регионам пришлось срочно обучать оказанию медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией врачей других специальностей. Для этого Минздраву пришлось в срочном порядке писать перечень компетенций, которыми должны обладать такие специалисты, и в соответствии с ним создавать образовательные программы.
Что касается руководящих кадров, то «специально обучать для работы в условиях пандемии управленцев мы считаем нецелесообразным, - говорит заместитель министра здравоохранения России Татьяна Семенова. – Для них разработаны методические рекомендации, как правильно сортировать пациентов, как направлять их потоки так, чтобы они не пересекались. Рекомендации были реализованы через интерактивные образовательные модули. По результатам обучения сформулированы требования к руководителю медицинской организации и разработан соответствующий стандарт».
Но «при формировании стандартов важно заниматься стандартами операционных процедур, - уверен доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Линденбратен. – Необходимо описывать алгоритмы любых манипуляций. Что бы ни произошло, мы должны знать, что и как делать в этой ситуации».
По данным Росстата, в 2019 году в России насчитывалось 551 тысяча врачей. Примерно 140 тысяч из них борются сейчас с пандемией COVID-19
Сетевая ординатура
Новые требования предъявляются сейчас, пожалуй, ко всем медицинским специалистам. Но больше всего изменений претерпевает диагностика. «Оборудование становится цифровым, - говорит доктор медицинских наук, директор ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий» Департамента Здравоохранения Москвы, главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике ДЗМ Сергей Морозов. – При этом развиваются системы передачи информации. В связи с этим меняются и требования к специалистам».
В Московском референс-центре уже 70 дистанционно описывающих исследования врачей-рентгенологов. Нагрузка между ними распределяется по компетенциям: кто-то хорошо «читает» рентгенограмму легких, а кто-то – брюшной полости. Потому специалиста загружают профильными исследованиями. Этому способствует система дистанционного образования.
«Только в апреле на повышение квалификации по компьютерной томографии записались 8500 специалистов, - продолжает Морозов. – Люди хотят набирать навыки и повышать квалификацию без отрыва от основного места работы. Мы постепенно двигаемся к модели сетевой ординатуры, когда значительную часть знаний специалисты могут получать на рабочих местах и через дистанционную форму обучения. За счет этого мы получаем специалиста с понятным набором компетенций и даем ему профильную загрузку».
Уже ясно, что при подготовке специалиста надо понимать, чему конкретно его надо учить. Например, чтобы врач не сидел все время, уткнувшись в компьютер, и у него оставалось время на беседу с пациентом, внедрили технологию распознавания речи. Но оказалось, что наши врачи утратили навык диктовки. Они теряются, когда приходится проговаривать все вслух. Ясно, что этот навык следует развивать со студенческой скамьи.
Нечто подобное происходит и с внедрением технологий искусственного интеллекта. Врачи не до конца представляют его возможности и не понимают, что и он может ошибаться. И здесь снова приходится отвечать на вопросы, чему и как учить специалистов. Как врач может понять, на что опираться в той или иной ситуации? А если алгоритм выдал ложную информацию – как ее распознать и на что опереться в таком случае врачу? Если научить врача работать на суперсовременном оборудовании, сможет ли он работать на традиционном?
Много сейчас говорится и о том, что врач перегружен рутинными функциями, которые можно автоматизировать и передать, например, рентген-лаборантам и медсестрам. Именно в них сейчас остро нуждается здравоохранение. И Москва уже начала целенаправленно обучать рентген-лаборантов. Престиж специальности растет.
Доступ к информации
Чтобы врачи могли оперативно узнавать новое, в НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы создана платформа, которая ежедневно анализирует порядка 400 российских и зарубежных источников информации и структурированно по тегам выводит все «наработанное» в ресурс «Открытый университет врача». Специалисты института обеспечили всем медицинским организациям столицы бесплатный доступ к 21 международной базе знаний, среди которых Шпрингер, Скопус и т.д.
Кадровый резерв
Медицина испытывает нехватку компетентных управленцев и на региональном, и на федеральном уровне. Сергей Морозов считает, что грамотный руководитель должен работать с командой и принимать решения на основе понимания психотипов и мотивации подчиненных. Беда высшей школы – ее выпускники мало знакомы с управленческими технологиями.
«Где брать управленцев? - задает вопрос директор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Руслан Хальфин. – Прежде всего надо понять, сколько их сейчас и сколько необходимо иметь. Надо еще понимать, что нужны не только грамотные управленцы, но и специалисты, изучающие вопросы общественного здоровья. А это методисты и статистики».
Кандидат социологических наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Виктория Мадьянова утверждает, что на статистиков и методистов в области медицины существует «нереальный запрос». Лист ожидания такой, что вакансии не закроются в течение многих лет. И хотя в университете открыта программа магистратуры по подготовке такого рода специалистов, выпускники не находят применения своим знаниям.
«Мы готовим магистров общественного здоровья по профилю «Профилактика заболеваний». Эти специалисты могут налаживать сотрудничество с органами власти, они готовы помогать врачам и разгрузить их от не свойственных медикам функций. Конкурс на специальность – 10 человек на место. К нам идут учиться библиотекари, музыканты, учителя. Они готовы работать в центрах общественного здоровья любого уровня, - продолжает Виктория Мадьянова. – Но по приказу Минздрава весь функционал по работе с населением опять возложен на врачей. Получается, выпускники нашей программы уходят в никуда». И, конечно, решить эту проблему может только Минздрав.