Какие таблетки нежелательно принимать, если вы собираетесь сесть за руль?
Наш эксперт – доцент кафедры клинической фармакологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, кандидат медицинских наук Ольга Мубаракшина
Насколько часто причиной аварий на дорогах становится прием каких-либо медикаментов?
- Точные цифры статистки в нашей стране неизвестны. Однако подобные данные опубликованы, к примеру, для Германии. Немецкие исследователи из Совета по безопасности движения заявляют, что нежелательные эффекты медикаментов являются причиной каждого четвертого-пятого транспортного происшествия, случившегося на дорогах.
По данным национальной администрации безопасности дорожного движения США, каждый десятый американский виновник ДТП совершил аварию вскоре после принятия лекарств. Столько же водителей попали в аварию в состоянии наркотического опьянения. В период с 2011 по 2015 год в США зарегистрировано почти 400 тыс. аварий, связанных с сонливостью, из них более 3500 случаев со смертельным исходом.
В связи с этим зарубежные медики все чаще предлагают руководителям фармацевтических концернов наносить на лекарственные упаковки характерные яркие и хорошо заметные символы. Они должны напоминать водителям о нежелательных эффектах применения лекарств за рулем.
Какие из лекарств наиболее опасны для водителя?
- Самая большая и «рискованная» группа лекарств – те, что влияют на скорость реакции и координацию движений водителя. Коварство многих из этих таблеток заключается в том, что нежелательные последствия их вечернего приема могут проявиться лишь следующим утром.
Самое заметное влияние на психику оказывают психотропные препараты. К ним в первую очередь относят снотворные средства – доксиламин, фенобарбитал и другие. Однозначно опасны и транквилизаторы – диазепам, нитразепам и другие. Эти препараты уменьшают страх, тревогу, напряжение, но тормозят скорость реакций и зачастую оказывают снотворное действие.
Для большинства других психотропных средств снотворное действие – не основное. Однако они могут изменить психику и поведение. Поэтому человек, принимающий их, может быть непредсказуем. Очень сильно изменяют скорость психических реакций многие нейролептики, использующиеся в психиатрии. Для водителей весьма опасны некоторые антидепрессанты, особенно амитриптилин.
Могут повлиять на нервную систему водителей противоаллергические средства первого поколения – дифенгидрамин, хлоропирамин и другие. Многие из них обладают снотворным эффектом, заметно снижают способность к концентрации внимания и вызывают замедление реакции. Кроме того, эти медикаменты могут вызвать ощущение усталости и вялости, что весьма опасно в сложных условиях дорожного движения.
Действуют на головной мозг и некоторые обезболивающие медикаменты, в частности наркотические анальгетики. И если про их тормозящее действие на ЦНС знают и врачи, и провизоры, и некоторые покупатели, то заподозрить во влиянии на психику ненаркотические обезболивающие могут не все. Между тем в инструкции к кеторолаку сказано, что «возможно развитие побочных эффектов со стороны центральной нервной системы (сонливость, головокружение, головная боль), что снижает скорость психических и двигательных реакций, и поэтому необходимо воздерживаться от вождения транспорта…»
Какие из препаратов, продающихся без рецепта, наиболее опасны за рулем?
- В отличие от сильнодействующих препаратов, которые принимают по предписанию врача, рекламируемые лекарства ошибочно считают совершенно безобидными. Но это не так. Опасно садиться за руль даже после приема некоторых средств для лечения простуды. К ним относят, к примеру, терафлю от гриппа и простуды, фервекс и ряд других. Эти препараты содержат противоаллергические добавки, вызывающие сонливость.
Водителям не стоит принимать и некоторые лекарства от диареи, в частности лоперамид. Этот препарат иногда тоже тормозит нервную систему. Строгих запретов на использование лоперамида у садящихся за руль нет. Однако в инструкции указано, что «…во время лечения следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами…»
Безрецептурные противоукачивающие препараты с антигистаминным действием (например, дименгидринат) также не рекомендуется принимать водителям. Этот список далеко не полный, его можно продолжать. Вся информация – в инструкциях.
Как быть, если у человека аллергия или в лечении необходимы психотропные средства?
- Практически безопасны в плане воздействия на психику препараты от аллергии последних поколений: дезлоратадин, левоцетиризин. Именно эти таблетки рекомендуют использовать аллергикам, профессия которых требует концентрации внимания.
А вот если нельзя обойтись без психотропных препаратов, то на время их приема придется отказаться от вождения автомобиля. Даже такие успокоительные травы, как валериана, пустырник, пион, мелисса, могут замедлять двигательные и психические реакции. Поэтому после приема сборов или таблеток, в состав которых входят эти растения, водителям можно садиться за руль лишь через 12 часов.
Зарубежные медики все чаще предлагают руководителям фармацевтических концернов наносить на лекарственные упаковки характерные яркие и хорошо заметные символы. Они должны напоминать водителям о нежелательных эффектах применения лекарств за рулем
Могут ли оказывать нежелательное действие на водителей препараты для снижения артериального давления, принимаемые на постоянной основе?
- Да, некоторые из препаратов для лечения гипертонии могут оказывать затормаживающее действие. На психику могут повлиять моксонидин, пропранолол и некоторые другие антигипертензивные средства. Возможность их замены на более безопасные для психики лекарства пациент-водитель должен обсуждать с врачом.
Должен ли работник аптеки предупреждать покупателей о влиянии лекарств на психику?
- Если пациент покупает препарат впервые, такая консультация очень желательна. Но вообще человек должен заботиться о себе сам. Напоминайте покупателям, что очень важно прочитать листок-вкладыш к препарату. Если в нем есть фраза «не следует принимать во время работы водителям транспортных средств и людям, профессия которых связана с повышенной концентрацией внимания», надо относиться к этому предупреждению чрезвычайно серьезно и отказаться от управления автомобилем.
Иногда в аннотации к лекарству можно прочесть фразу: «Будьте особенно осторожны в начале лечения…» Не стоит управлять автомобилем и в этом случае. Таблетки могут обладать скрытым затормаживающим эффектом, который даже опаснее явного. Ведь четко ощущая себя вялым и сонливым, человек вряд ли сядет за руль. Но бывает и так, что самочувствие особо не страдает, а способность к концентрации внимания и координация движений нарушены. Это чревато аварийными ситуациями.
Важно обращать внимание и на длительность действия препарата. Как правило, если средство рекомендуют принимать 1 раз в день, это означает, что за руль можно будет сесть лишь через 24 часа после приема таблетки. При использовании препарата 2 раза этот интервал составляет не менее 12 часов. Из этого правила, кстати, есть исключения. Фенобарбитал выводится из организма достаточно долго, несколько дней. Водителям надо это помнить. Иначе при проверке возможна идентификация фенобарбитала как наркотического вещества, что может привести к постановке на учет в наркодиспансер и лишению водительских прав.
Доцент кафедры клинической фармакологии ВГМУ имени Н. Н. Бурденко, кандидат медицинских наукОльга Мубаракшина