Вторник, 19 марта 2024
Поиск

Задать вопрос эксперту

Неверный ввод

0/5000

Напишите ваш вопрос
Введите цифры с картинки
Обновить Неверный ввод
   

Уроки коронавируса

Пандемия резко увеличила нагрузку на аптечных работников и заставила оперативно искать решения возникающих проблем
Legion-Media
Фото: Legion-Media

Коронавирусная опасность изменила многое в привычной работе аптек. О том, какие уроки она преподнесла фармацевтам и провизорам, рассказывает директор филиала ГУП ЧР «Фармация» Минздрава Чувашии «Аптека № 55 п. Кугеси» Галина Гусакова.

 

На гребне первой волны

Пандемия стала серьезным вызовом для аптечных работников. Они оказались на передовой, хотя и не так явно, как медики. В нашей стране люди обращаются в аптеку гораздо чаще, чем в поликлинику, по­этому на работников первого стола резко увеличилась нагрузка. Не только чисто профессиональная, но и психологическая, поскольку элементы панического состояния у населения присутствовали. В первые моменты эпидемии работники аптеки столкнулись с определенными проблемами и стали искать пути их решения.

 

Резкое увеличение общего спроса на лекарственные препараты

Вполне закономерно, что весной многие пациенты с хроническими заболеваниями проходят предписанные врачом сезонные курсы лечения. Однако в связи с пандемией некоторые посетители стали покупать лекарственные препараты в количествах, значительно превышающих их реальную потребность. Аптечным работникам пришлось срочно перестраивать формирование заказов, чтобы не допустить длительного отсутствия того или иного препарата. Положительным моментом этого явления стало то, что практически каждый препарат нашел своего покупателя.

Эпидемия коронавируса еще раз продемонстрировала нам, насколько важно в критической ситуации не оставить посетителя один на один с его проблемой. Можно предложить синонимическую замену препарата, доставку под заказ, поиск в ресурсах своей системы. Клиент должен понимать, что первостольник прилагает все силы, чтобы помочь.

 

Взрывной спрос на средства индивидуальной защиты (СИЗ) и антисептики

В любой аптеке есть определенное количество масок и перчаток, однако в пандемию спрос на эти медицинские изделия подскочил на несколько порядков.

Были посетители, которые просили отпустить им одномоментно по 100–200 масок. С такими клиентами мы беседовали, предлагая им, например, 50 штук сегодня, а остальные – после прибытия поставки на следующий день.

На какой-то промежуток времени маски исчезли вовсе. Тогда мы разложили в аптеке инструкции по пошиву ватно-марлевых повязок. Кто-то из клиентов просто брал эти инструкции, кто-то покупал у нас марлю, бинты, салфетки, с которыми перебоев не было. Выручили марлевые нестерильные маски, пошитые на заказ текстильной компанией.

Сейчас мы не ограничиваем покупателей, сколько бы СИЗ они не попросили.

Мы пережили этот сложный период, избежав волны негативной реакции со стороны клиентов.

 

Важно:

Необходимо держать в ассортименте СИЗ и антисептики разных ценовых категорий.

Кому-то будет более удобно и выгодно приобрести, например, не набор одноразовых масок, а пару многоразовых, которые можно стирать и кипятить. То же и с антисептиками. Кто-то с удовольствием купит санитайзер с распылителем за 400 рублей, а кто-то может себе позволить только флакон дезсредства за 20 рублей.

 

Отпуская клиенту безрецептурное жаропонижаю­щее средство или, например, сосудо­­сужи­ваю­щие капли, мы настоятельно рекомендуем обратиться к врачу, чтобы не пропустить начало опасного заболевания



Здравствуй, новая реальность!

Спустя некоторое время поставки СИЗ, антисептиков и лекарственных препаратов пришли в соответствие с возросшим спросом. Однако возникли другие проблемы.

 

Внедрение масочного режима

В нашем регионе ношение масок в общественных местах стало обязательным правилом, за нарушение которого предусмотрены штрафные санкции как для нарушителя, так и для учреждения, где это нарушение произошло.

Поэтому в целях безопасности граждан мы не обслуживаем покупателей без маски. Если человек приходит без маски, мы сначала отпускаем ему маску, и все дальнейшее общение происходит только после того, как он эту маску наденет. Мы всем посетителям рекомендуем использовать СИЗ ради сохранения их собственного здоровья. Как правило, люди с пониманием относятся к этому.

 

Усталость людей от карантинных мер, тревога за будущее

Постоянно общаясь с посетителями, сотрудники аптек видят, как изменилось настроение значительной части клиентов. Повышенная раздражительность, тревожность, бессонница стали спутниками многих из них. Причем интересно, что по большей части такие перемены коснулись представителей сильного пола.

Если посетитель жалуется на упомянутые симптомы, мы предлагаем ему безрецептурные средства (глицин, новопассит, настойки пустырника или валерианы и т. д.), разумеется, поинтересовавшись наличием аллергии к компонентам препаратов и порекомендовав обратиться к соответствующим специалистам. Если же видим, что человек буквально «кипит», то не предлагаем подобных средств, стараясь вести себя максимально корректно и не провоцировать на скандал.

 

«Что-нибудь от коронавируса!»

Несмотря на то, что официально объявлено о том, что специфических препаратов от коронавирусной инфекции нет, люди стремятся купить нечто, что защитит их от опасной инфекции. Мы объясняем это, но постоянно сталкиваемся с несколькими особенностями обслуживания:

 

Избыток непроверенной информации в Интернете побуждает посетителей совершать неоправданные действия

Люди приходят в аптеку и просят антибиотики и другие препараты рецептурного отпуска, которые они сами себе прописали, начитавшись «полезных советов». Мы объясняем, что такое применение нанесет больше вреда, чем пользы, и отправляем за рецептом к врачу. Благо, у нас больница находится напротив нашей аптеки, и проблем с выпиской нет.

 

Возросло стремление людей предотвратить заболевание

Многие посетители спрашивают средства не только для лечения, но и для профилактики коронавируса. В первую очередь мы напоминаем о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических мер и рекомендуем приобрести СИЗ и антисептики. Кроме того, советуем обще­укрепляющие средства (витаминно-минеральные комплексы, БАД с эхинацеей и другими растительными средствами).

 

Привычные симптомы могут иметь коронавирусную природу

Отпуская клиенту безрецептурное жаропонижающее средство или, например, сосудосуживающие капли, мы настоятельно рекомендуем обратиться к врачу, чтобы не пропустить начало опасного заболевания. Предупреждаем всех о возможности заражения.

 

Повысился спрос на эфирные масла

Это новое для нас явление. Обычно эту группу товаров покупают зимой: для бани, сауны или просто для создания хвойного аромата в Новый год. Вероятно, сейчас людей привлекают дезинфицирующие свойства некоторых эфирных масел.

 

Какие выводы мы сделали

Ситуация с пандемией заставила по-иному взглянуть на работу аптек и сделать соответствующие выводы.

Аптекам важно как можно более оперативно реагировать на изменения спроса и грамотно корректировать свою работу с поставщиками.

Сотрудникам первого стола следует научиться сохранять спокойствие и не поддаваться панике в любой ситуации. Важно тренировать психологическую устойчивость.

Роль фармацевтического консультирования существенно расширилась. Именно сотрудник первого стола обязан донести до клиента все то, на что у врача зачастую просто не хватает времени. В том числе – значимость соблюдения профилактических мероприятий, использования СИЗ и дезсредств.

Линейки препаратов, медицинских изделий и парафармацевтики должны быть представлены в широком ценовом диапазоне, начиная от самого минимального. Кому-то может показаться, что это невыгодно, но реальное снижение доходов населения заставляет это сделать. Пусть лучше клиент приобретет недорогой препарат, чем уйдет без покупки и с испорченным настроением.

 

Галина Гусакова

Галина Гусакова

Эксперт

Директор филиала ГУП ЧР «Фармация» Минздрава Чувашии «Аптека № 55 п. Кугеси»

     

     

     
    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

    Log in or Sign up